Педагогическое мероприятие "Частица малая России – Мордовия любимая моя"

Ивлиева Надежда Федоровна
Иртуганова Ольга Владимировна
Малкина Оксана Викторовна

Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6", г. Саранск
Старший воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6", г. Саранск
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ивлиева Н.Ф., Иртуганова О.В., Малкина О.В. Педагогическое мероприятие "Частица малая России – Мордовия любимая моя" // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 196387


 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • формировать представление детей о России, как о родной стране;
  • обогащать и углублять знания о Мордовии, как многонациональной республике.

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к родной стране, малой Родине, к обычаям и традициям народов, проживающих в Мордовии (русского, мордовского и татарского народа);
  • развивать воображение, память, внимание, связную речь детей;
  • способствовать активизации мыслительных способностей детей посредством образовательной робототехники;
  • развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей;
  • развивать интерес к значимым событиям для страны и республики.

Воспитательные задачи:

  • воспитыватьпатриотизм, любовь к Родине; 
  • воспитывать уважение к обычаям, традициям разных народов; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие,
  • социально-коммуникативное развитие,
  • физическое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие, 
  • речевое развитие.

Методы и приемы:

Словесные:

  • эмоциональный этюд «Давайте познакомимся!»; словарная игра «Я начну, а ты продолжи», беседа, художественное слово, пояснения, объяснения, педагогическая оценка.

Наглядные:

  • рассматривание кукол в национальной одежде, картинно-графического изображения России, Мордовии.

Практические:

  • интерактивная игра «Одень мокшанку и эрзянку»; динамическая пауза; работа в малых группах с образовательным конструктором.

Предварительная работа:

  • Рассматривание карты России, иллюстраций с изображением людей разных национальностей;
  • чтение художественной о Родине, России, Мордовии;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • беседы о родной стране;
  • знакомство с конструктором LEGOWEDO.

Материал и оборудование:

Лепбук «Мой мир», куклы разных национальностей, тюбетейка, образовательный конструктор LEGOWEDO, проектор, интерактивная доска, интерактивная игра «Одень мокшанку и эрзянку».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:  

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

С вами мы одна семья, 

Очень рада встрече я!             

  1. Игра «Давайте познакомимся».

Садятся на палас по кругу. Воспитатель  предлагает детям рассмотреть шар-конструктор.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня разноцветный клубочек. Он поможет нам познакомиться. Возьмем шарик и назовем свое имя. 

Отделяет один шарик.

Воспитатель: Меня зовут……………. 

Дети передают клубочек по кругу называя свои имена.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем друг другу о том, чем любим заниматься?

Воспитатель: Я очень люблю играть с детьми! 

Дети рассказывают, собирая шарики в клубок.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и познакомились. 

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.

ЗАГАДКА О КНИГЕ

Дети садятся на стулья полукругом. На столе Лепбук «Мой мир»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у нас интересная книга. 

Мы странички открываем

И о чем она – узнаем!

Сколько здесь разноцветных конвертов! Каждый конверт откроет нам свою тайну. Как вы думаете,  что расскажет нам первый конверт? 

Рассуждение детей. Достает веер с заданиями.

3. Игра «Я начну, а ты продолжи»

- Наша страна называется …. (Россия)

- Столица нашей Родины …. (Москва)

- Президент России …. (В. Путин)

- Мы живем в городе… (Саранск)

- Наша республика называется …. (Мордовия)

Воспитатель: Ребята, о чем мы сейчас говорили? (о России, о Мордовии….).

Россия – огромная страна. Наша Родина. Наша малая Родина, республика Мордовия – маленькая частица России.

Воспитатель обращает внимание детей на веер с графическим изображением России.

Если долго-долго-долго в самолете нам лететь,

Если долго - долго-долго на Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда, и людей, и города…

Все мы разные такие, все же мы – одна страна,

Наша дружба на века, значит вместе ТЫ и Я!


Воспитатель: 
Мордовии, как и в России, живут разные народы. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, игры и свой национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, а сейчас заглянем в конверт и вспомним, люди каких национальностей живут в Мордовии. 

Ребенок открывает конверт Лепбука, достает куклу в русском костюме.

Воспитатель: Какая красивая кукла. Что можно рассказать о ней?

Дети: Кукла в русском народном костюме.

Воспитатель: Ребята, какие цвета используются в русском костюме?

Дети: В костюме используется белый, красный, желтый, зеленый и др. 

Воспитатель:

Народный костюм отражает особенности русского народа. Каждый цвет, который используется в костюм, что-то обозначает: красный – благополучие, хорошую жизнь; желтый – тепло и ласку; зеленый – радость; черный – богатство. 

А еще русский народ – мудрый народ, очень любит свою Родину. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки.

Варианты ответа детей:

«Родина – мать»;

«А чужая сторона – мачеха»;

«Та земля мила, что меня родила»;

«Жить – Родине служить»;

«На родной стороне и ворона родная»;

«В родном краю как в раю»;

«На родной стороне и камушек знаком».

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще откроет волшебная книга.

Ребенок открывает конверт, звучит татарская музыка (муз. А. Моносыпова  «Чудесный день»), достает куклу в татарском народном костюме.

Поэты и художники восхищались красотой татарского костюма. Как вы думаете почему?

Воспитатель: Татарский костюм прошёл через века, о нем можно судить об обычаях и традициях этого народа.

  1. Подвижная игра «Тюбетейка»

Воспитатель: Ребята, как называют коренных жителей Мордовии?

Дети: Мордва, мокшане, эрзяне.

Под народную музыку «Луганяса келунясь» воспитатель достает куклу в мордовской национальной одежде.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой яркий красивый мордовский национальный костюм!

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним элементы национального костюма.

5. Интерактивная игра «Одень мокшанку и эрзянку»

Воспитатель: Ребята, в Мордовии живут народы разных национальностей.  Все мы дружим и уважаем традиции друг друга. А еще мы очень гостеприимные, всегда рады гостям. 

Все вместе мы готовимся к грандиозному спортивному событию (на экране появляется эмблема ФИФА). Какому?

Дети: Чемпионат мира по футболу.

Воспитатели: А вы любит футбол? Предлагаю вам поиграть с конструкторомLEGOWEDO и собрать робота футболиста. Хотите? 

На экране представлены схемы для сборки футболиста. Слева какие детали нужны, справа как их собрать. А чтобы наш робот двигался, нам нужно подсоединить его к компьютеру.

  1. Практическая часть

Дети собирают из конструктора LEGOWEDO робота футболиста

  1. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вы мне так понравились! Нашу встречу я буду долго помнить. А вам что запомнилось?