Развитие речи как условие формирования личности старших дошкольников

Шиханцова Наталья Павловна
Божкова Маргарита Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ д/с №63, Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с №63, Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шиханцова Н.П., Божкова М.Е. Развитие речи как условие формирования личности старших дошкольников // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 195858


 

Речевая компетентность дошкольников – актуальная проблема развития и образования детей в дошкольном образовательном учреждении. Речь – это универсальное средство отражения действительности, передачи накопленного поколениями социального и культурного опыта, познания собственного «Я», межличностного общения. «Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» [5, с. 23].

Речевое развитие старших дошкольников, основанное на знании норм родного литературного языка, является важным условием развития личности детей и основой успешного обучения в школе. Правильность, чистота, богатство и выразительность речи характеризуют человека как личность, помогают точнее передавать свои мысли, устанавливать взаимоотношения с окружающими, регулировать свое поведение в обществе. 

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные педагоги. Различные методики развития речи и обучения языку были предложены К.Д. Ушинским, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой и другими педагогами, которые обосновали дидактические основы дошкольного воспитания. Основоположник методики развития речи детей К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности ребенка отводил изучению родного языка как средства познания истории,  нравственного и духовного опыта народа. Основными средствами развития речи и обучения языку он считал фольклор, художественную литературу, окружающий мир, картины, обучение, а методами - рассматривание предметов и картин, чтение литературы, беседы, упражнения. Сущность методики развития речи детей, разработанная Е.Н. Водовозовой, составляет идея о необходимости воспитания детей на материале сказок, загадок, поговорок, пословиц, песен, отражающих национальное своеобразие и богатство русской народной речи и воспитывающих любовь к своему языку, народу, Родине. Е.И. Тихеева полагала, что целью усвоения родного языка является развитие речи как средства общения. По мнению педагога, средствами развития речи детей являются общение, игра, труд, художественная литература, экскурсии; методами – наблюдения, игра с природными материалами и игрушками, беседы, рассматривание картин, осмотры предметов и помещения, поручения. 

Ведущие представители отечественной школы психологии считали, что речь занимает ведущее место в развитии психики ребенка, так какнепосредственно связана с развитием познавательных психических процессов –восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Л.С. Выготский пришел к выводу, что «отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении», следовательно, усваивая и воспроизводя звуки, слова, понятия, ребенок проходит все стадии развития речи и мышления [3, с. 746].

В современных дошкольных образовательных учреждениях развитие речи дошкольников осуществляется на основе опыта отечественных педагогов и психологов и заключается в «формировании и совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций» [1, с. 6]. Речевое развитие детей строится на следующих принципах: использование различных видов деятельности (игра, труд, общение); учет возрастных и психических особенностей детей; взаимосвязь развития речи с патриотическим, нравственным, эстетическим, духовным, физическим воспитанием; использование наглядности (картины, игрушки, дидактические материалы, окружающая среда); преемственность развития речи  в семье, детском саду и школе и др.

В МБДОУ № 63 города Белгорода целенаправленное развитие речи старших дошкольников осуществляется поэтапно. 

На первом этапе с целью повышения своего профессионального уровня воспитатели изучают специальную педагогическую, психологическую и лингвистическую литературу, методики развития речи, а также передовой опыт современных педагогов. Это позволяет расширить теоретические знания и практические навыки, выбрать соответствующие методы и приемы организации деятельности по развитию речи дошкольников.

На втором этапе в процессе организации игры, общения, трудовой деятельности проводится наблюдение за речью детей с целью выявления типичных речевых ошибок, определения уровня владения речью как средством общения. Наблюдение позволило выявить ряд характерных особенностей речи воспитанников подготовительной группы:

  • фонетические ошибки, т.е. произносительные, связанные с неправильным произношением звуков, звукосочетаний, неверной постановкой ударения: «выжи» («лыжи»), «мокоцикл» («мотоцикл»), «карендарь» (календарь»), «каклета» («котлета»), «звОнит» («звонИт»), «приливка» («прививка») и др.;
  • морфологические ошибки, т.е. неправильное образование форм слов: «ездиют» (ездят»), «бегит» («бежит»), «ихний» («их»), «табуретка» («табурет»), «много карандашов» («карандашей») и др.;
  • лексические ошибки, т.е. употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования: «старинный человек» («старый»), «пришли с магазина» («из магазина»), «ходили к тети Люды» («к тете Люде») и др.;
  • синтаксические ошибки, т.е. неправильное построение словосочетаний и предложений: «мне что ты говоришь?» («что ты мне говоришь?»);
  • использование диалектной лексики, употребляемой в определенной местности: «шо» («что»), «хде» («где»), «бурак» (свёкла») и др.;
  • употребление жаргонизмов - слов и выражений, которые служат средством общения различных социальных групп (чаще всего - молодежной): «реально» («действительно»), «супер» («очень хорошо») и др.;
  • - использование просторечных слов: «притулиться» (сесть рядом») и др.

На третьем этапе осуществляется выбор методики развития речи, составляется перспективный план и план-конспект конкретного мероприятия. Работа осуществляется в следующих формах: индивидуальная и групповая работа с детьми и работа с родителями.

Используя основные единицы языка (звуки, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст), педагоги решают задачи речевого развития дошкольников: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи. Средствами развития речи детей являются художественная литература, окружающий мир, деятельность, упражнения и др. [2, с. 9-10].

Воспитание звуковой культуры речи заключается в том, что педагог формирует правильное произношение всех звуков родного языка, развивает навыки выразительной речи (дикцию, тембр, интонацию, темп). При этом учитывается состояние здоровья ребенка, индивидуальные особенности, условия воспитания в семье. Например, в подготовительной группе проводится работа над четким произношением всех звуков в различных сочетаниях с использованием упражнений для развития речевого аппарата «Построить забор», «Качели», «Сделать трубочку» и т.д. С целью развития навыков дифференциации сходных по звучанию звуков используется игра «Выбери лишнее слово» («зайчонок», «лисёнок», «бельчонок», «волчонок»). Некоторые дети испытывают трудности в четком воспроизведении фонем [Ш],[Ж],[Л],[Р], поэтому с целью постановки данных согласных в дошкольном образовательном учреждении занятия с детьми проводит логопед-психолог.

Важное место в развитии речи детей занимает словарная работа, которая решает такие задачи, как обогащение словаря новыми словами, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря, устранение из речи нелитературных слов. С этой целью используются методы прослушивания и анализа литературных произведений, наблюдение за окружающим миром, описание картины. Например, педагог предлагает детям прослушать отрывки из стихотворений русских поэтов (М.Ю. Лермонотова «Родина», И.А. Бунина «Листопад), выделить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры), подобрать к словам синонимы и антонимы, назвать неизвестные слова («нива», «чета берёз»), разъясняет их лексическое значение. Проведя анализ художественного произведения, педагог предлагает детям составить рассказ об осени, используя языковые средства, усвоенные из литературного материала.

Важную роль в развитии речи и личности в целом играет формирование навыков связной речи (монологической, диалогической). Достижению хороших результатов способствует ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства, зрительные образы которых воспринимаются детьми эмоционально. «Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события» [4, с. 85] 

С этой целью практикуется методика развития речи по описанию картины. В подготовительной группе дети принимают участие в игре «Вернисаж». Актуализируя речевую активность детей, педагог предлагает детям ответить на вопросы (что вы видите на картине? какое время года изобразил художник? какие признаки осени вам известны? о чем хотел рассказать нам художник? какое настроение передает художник? и др.). Из числа детей выбираются экскурсоводы, которые должны представить зрителям картины русских художников с осенними пейзажами (А. Саврасов «Живопись. Осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», И. Шишкин «Золотая осень»). В обязанности экскурсовода входит придумать название выбранной картины, рассказать о ее содержании, цветовом решении, оценить картину и высказать суждение о ней. Экскурсовод может задавать вопросы о картине зрителям или отвечать на вопросы зрителей. Умение задавать вопросы и отвечать на них является показателем уровня развития связной и выразительной речи.

Развитие речи дошкольников не сводится лишь к формированию лингвистических навыков и умений. Большое внимание педагоги уделяют воспитанию культуры общения, которая проявляется во взаимодействии детей между собой и со взрослыми и заключается в умении вежливо обратиться к собеседнику, выслушать его, ответить на вопрос, высказать просьбу.

На четвертом этапе педагог обобщает и анализирует речевое развитие дошкольников, намечает пути повышения эффективности данной деятельности. 

Таким образом, развитие речи старших дошкольников представляет собой системную и целенаправленную работу, способствующую развитию личности детей. эффективность данной деятельности может быть повышена при использовании разнообразных средств и методов.

 

Литература:

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2017. 202 с.
  2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 93 с. 
  3. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.
  5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.