Почему для России так важно возрождение казачества?

Лисовинова Светлана Александровна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, РСО-Алания г. Ардон

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лисовинова С.А. Почему для России так важно возрождение казачества? // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 191308


 

«Казачество – это искра, высеченная из груди

русского народа ударами бед». 

Н.В. Гоголь

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина. 

Современная социокультурная ситуация формирования личности младшего школьника, важная составляющая в жизни нашего общества.

В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.

В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков.

Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы. Традиции тогда становятся действующими, т.е.- законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Я решила попробовать, на примере проектной деятельности, привлечь внимание к казачеству как к этнонациональной культуре.

Что такое наш проект «Возрождение казачества»? Это один из способов организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, детей, родителей и представителей казачьего округа, а также других общественных организаций. Приоритетным направлением нашего проекта является формирование духовно-нравственной культуры человека, направленной на познание истории, традиций и нравов казачества.

Идея проекта возникла после посещения памятного кургана, который находится при въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены такие слова: «Для обеспечения безопасности Военно-Грузинской дороге, повелеваю… на месте укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I (Никола́й I Па́влович – император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года, царь Польский и великий князь Финляндский).

В последствии у нас с детьми возникло много вопросов на которые мы решили получить ответы: Кто такие казаки? Почему возрождается казачество?

Актуальность темы исследования: Сегодня возвращается интерес к истории казачества. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка.

Проблема: молодое поколение мало знает о казаках, о возрождении казачества и не задумывается, какими же людьми были казаки. Побывав на этом кургане, мы поняли, что изучение обычаев, традиций терских казаков поможет нам сильнее полюбить наш край.

Цель проекта: изучить историю возникновения казачества в станице Ардонской и его возрождение.

Перед собой мы выдвинули следующие задачи:

  • Познакомиться с историей зарождения и становления казачества.
  • Описать и проанализировать жизнь и быт казаков.
  • Изготовить макет казачьего подворья.
  • Посетить городской музей.

Гипотеза: образование терского казачества – важная эпоха в истории нашего края.

Вначале мы узнали кто же такие казаки – это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». 

Город Ардон образовался из слияния осетинского поселения и казачьей станицы. В 1824 году дорогу между Елизаветинским и Константиновским военными поселениями перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе Ардонское. Осетинское поселение возникло там в 1825 году. В 1838 году по указу Императора Николая I о поселении казачьих станиц на Военно-Грузинской дороге рядом с осетинским селением возникла Ардонская станица. За два года в станице возвели 41 дом. Жили здесь и наши предки, о чём говорят архивные справки. Очень интересно ребятам было увидеть фамилии своих предков в те далёкие годы. Со временем граница между осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя формально в одно целое они объединились в 1964 году).

Идея установки подобного памятника - кургана возникла у нашего атамана давно. Такие памятники уже есть в некоторых терских станицах. Где-то они величественные – как в Ессентуках, где-то просто памятный знак – как у нас. Это зависит от возможности казачьего общества. В Северной Осетии это первый знак казакам – основателям станиц. На камне высечено: «Казакам-основателям станицы Ардонской от благодарных потомков». Дети познакомились с атаманом нашего города.

Далее мы узнали, что первые казачьи селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом, обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим углам.

Казаки всегда были очень набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами - стол с хлебом и солью на белой полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая младенцев и детей старше шести - семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались земледелием и промыслами. С каким рвением казаки и казачки трудились - так же безудержно предавались они веселью в дни и часы отдыха. Невозможно представить себе казака, не знающего и не поющего казачьи песни. 

В семьях наших ребят сохранилось песенное наследие. Они часто поют дома собираясь вместе. Их отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман». 

В далеком 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло организовал в станице Ардонской казачий хор. Из него и вырос ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка". Этот хор до сих пор существует в нашем городе. Родители некоторых учеников являются солистами этого коллектива. Тем самым не забываются казачьи песни, которые поются в домах в часы отдыха.

Так же мы узнали ещё одну характерную деталь казачьего быта. Это одежда. Ёё казак воспринимал, как вторую кожу, всегда содержал в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую. У казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Не принято было у казаков иметь боевого коня-кобылицу. Перед отъездом казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.

Очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненной необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы.

Вот некоторые из них:

  1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
  2. По тебе судят обо всём казачестве.
  3. Держи слово. Слово казака дорого.
  4. Чти старших. Уважай старость.
  5. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
  6. Погибай, а товарища выручай.
  7. Будь трудолюбив. Не бездействуй.
  8. Береги семью свою и служи ей примером.

Этих традиций мы стараемся придерживаться в нашем коллективе.

В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С некоторых пор его возрождают. Создаются казачьи дружины. В них вступают сильные верующие православные. Родители моих учеников имеют казачий воинский чин: младший вахмистр, старший урядник.

В результате работы над проектом мы все вместе достигли следующих результатов: появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций, возникло чувство уважения к истории казачества, изготовили казачье подворье, посетили музей.

Я считаю, что такими проектами мы восстанавливаем культурные и бытовые традиции, духовную основу нашего подрастающего поколения. Именно тогда, когда ребёнок как губка впитывает в себя, что такое хорошо и что такое плохо, наша роль взрослых дать им понятия доброты, любви и понимания своих поступков. Для того чтобы взамен получить уважение к старшим, сохранить традиции наших предков.

Основополагающими принципами воспитания у казаков были: вера, уважение к старшим, патриотизм, гостеприимство, мужество, честность, трудолюбие.

И главное здесь – личный пример старших и погружение «мальца» в соответствующую среду. 

Возрождение казачества – это вовсе не ребячество!

Крепко Родину любить, если надо- защитить!

Честно жить, работать дружно-

Вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно!

 

Литература:

  1. Большой толковый словарь Терского казачества. М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2003.
  2. Драт А.И. Казачья триада. В двух книгах. Екатеринбург, 1999.
  3. https://yandex.ru/search/?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B
  4. http://uic.bashedu.ru/encikl/kkk/kazaki.htm
  5. Казаки. Особое сословие. М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Нева, 2002.