Экологическое воспитание дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности

Панфилова Анастасия Владимировна

Воспитатель, МКДОУ № 7 "Радуга", г. Барабинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панфилова А.В. Экологическое воспитание дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 189474


 

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом развития познавательно-исследовательских способностей детей. В условиях реализации ФГОС ДО познавательное развитие предполагает: формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Образовательная программа ДОУ предусматривает использование регионального компонента, обеспечивающего духовно- нравственное развитие и воспитание детей. Именно эти принципы лежат в основе развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Эффективным средством работы по данному направлению, стало создание в условиях ДОУ специально организованной предметно-пространственной среды - экологический уголок. На мой взгляд, становление первоначальных основ экологической культуры должно происходить именно в дошкольном возрасте. Очень важно создать условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». Дети всегда с большим интересом и внимательно слушают мой рассказ, проявляют любознательность, задают вопросы. К.Д. Ушинский говорил: «Удивительный мир - природа. Он встречает ребёнка морем загадок, тайн. Заставляет его остановиться, присмотреться и задуматься…». Главная задача – ознакомление детей с объектами природы родного края, с её необычайной красотой. Дети, ощущающие природу, дыхание растений, ароматы цветов, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появиться потребность, например, помогать животным, ухаживать за растениями, любить и оберегать природу. В экологическом уголке имеется необходимый наглядный материал: гербарий, коллекция камней, шишки, жёлуди, манка, горох, песок, бобовые и так далее. В прозрачных контейнерах размещены образцы почвы. На полках расставлены поделки, выполненные из природного материала родителями и детьми. Ручной труд способствует установлению гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, являющиеся посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребёнка. Дети охотно занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, проводят интересные опыты и эксперименты. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Такого рода деятельность развивает мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно увидеть связь между живым и не живым в природе.

Экологическое воспитание детей гармонично вписывается в НОД. Дошкольники любят отгадывать загадки, слушать и рассказывать стихи, исполнять песни и хороводы, рисовать, лепить и наклеивать. Предварительная работа включает наблюдения на прогулке, беседы, игры. Например, на занятия по окружающему приходит Дед Лука и рассказывает о том, как нужно вести себя в лесу, что можно делать, а что нельзя. Использование ИКТ позволяет мне в доступной форме объяснить детям как некоторые «любители природы» засоряют лес, разоряют муравейники, гнёзда, разжигают костры, из-за них случаются лесные пожары. Необходимо донести до сознания каждого ребёнка главную мысль, что человек должен охранять природу, заботиться о растениях и животных. Видеоматериалы и презентации способствуют накоплению экологического опыта детей, позволяют мне на конкретных примерах показать работу сотрудников лесного хозяйства. Рассказать о смелых пожарниках, показать, как высаживают саженцы, как лесники охраняют животных от браконьеров. В летний период появляется возможность закрепить и расширить представления детей. На участке детского сада можно рассмотреть деревья, кустарники, цветы, лекарственные растения и даже различных насекомых. Ознакомление с объектами природы, их частями, свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, являющихся основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. На мой взгляд, знание важно не само по себе, оно необходимо для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действия с ним. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут, что растению на окне нужна вода, тепло и свет солнечных лучей, попугаю в клетке нужны корм и вода, растениям на участке необходима поливка, а воробьям зимой крошки хлеба. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. 

Таким образом, экологическое воспитание является эффективным средством развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999. 184 с.
  2. Серебрякова Т.А., Тиманкина С.В. Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения. Н. Новгород, 2006. 61 с.