Юные гении

Суровенкова Татьяна Александровна
Геранина Ольга Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10", г. Красноармейск
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10", г. Красноармейск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Суровенкова Т.А., Геранина О.А. Юные гении // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 188706


 

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности, существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. 

Один ребёнок хорошо читает, но умением считать ничем не отличается от так называемых своих сверстников. Другой обладает прекрасными музыкальными или художественными способностями, но в иных видах учебной деятельности не блещет знаниями. Значит, мы должны определить сильные и слабые стороны ребёнка.

Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной         деятельности. 
Каждый ребёнок чувствует полноценным членом данного коллектива. Чтобы прояснить данную ситуацию, провели педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе.

Одни из немногих детей показали себя с другой стороны: они очень активны на НОД, всегда чем-либо заняты, стремятся работать больше других, посещают кружки (танцевальный, музыкальный, театральный, математический). Поэтому мы решили раскрыть их индивидуальные особенности, создали условия для их самореализации. Нашей задачей было выявить одарённых детей, помочь рождению индивидуальности.

Система работы с одаренными и талантливыми дошкольниками на сегодняшний день актуальна.

В чем состоит система работы? 

Выявление одаренных и талантливых детей:анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:

  • создание для ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  • разработка индивидуальной траектории развития;
  • формирование и развитие дополнительного образования на базе детского сада;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, тематических выставках.

Поощрение одаренных детей: дипломы участия; персональные выставки; стенд «Наши звёздочки», «Шаги успеха»; презентации успеха талантливых и одаренных детей.

Работа с родителями одаренных детей:

  1. Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.
  2. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
  3. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

В нашем детском саду много дополнительных кружков. Никита выбрал театральный кружок. Стали наблюдать за ребёнком, провели анкетирование. За три года работы, Никита дал хороший результат. Он обладает уникальными качествами. Мы решили поддержать и развить его способности. Создали ему условия, чтобы он достиг выдающихся результатов, в той области, которая ему интересна. Мы не могли поверить, когда увидели, как он играет на сцене. Никита перевоплощался в своего героя так, что не всем взрослым людям дано такое. Мы ставили сказку «Три поросёнка» (на новый лад), он был волком. Не нужно было учить слова, движения, мимику, он по ходу сказки сам импровизировал и создавал на сцене волка. Все с замиранием и восхищением в зале смотрели на Никиту и говорили: «Вот это талант, таких детей редкость!». Ему нравиться играть на сцене, исполнять роли. Он может отказаться рисовать, но сыграть роль - никогда. В свою роль Никита вкладывает всю маленькую душу, своё настроение и вдохновение.

Не менее интеллектуально одарённый ребёнок – Даша, она имеет склонность к математике. Чтобы открыть талант Даши, мы использовали методику А.И. Савенковой. Направлением в нашей работе, имеющим склонность к математике, является развитие у детей логического мышления. Мы применяли различные виды занимательных материалов: занимательные вопросы, головоломки, шутки-задачи.

На одном из занятий НОД по математике было дано задание на время, одной из первых была Даша. Она ясно мыслила и рассуждала, как взрослый человек, тогда как другие дети не могли понять суть задания. Даша учится новым занятиям быстро и очень легко. Другие дети выбирают её в качестве партнёра по играм и занятиям. Даша быстро запоминает услышанное и прочитанное, без специальных заучиваний. С ней не нужно тратить много времени на повторение того, что нужно запомнить. Она любит участвовать в математических олимпиадах и викторинах, особенно в логических размышлениях. Умеет хорошо излагать свои мысли. Имеет большой словарный запас.

Именно поэтому мы составили план развития воспитанника.

Индивидуальный план развития воспитанникаявляется не только современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения исамообучения;
  • поддерживать высокую учебную мотивацию дошкольников;
  • формировать умение - ставить цели, планировать и организовыватьсобственную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и педагогической диагностикиПри планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.

Основные этапы реализации программы.

I этап: Информационно – аналитический.

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия. 

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

  • наблюдение
  • анкетирование (самого подростка, его родителей)
  • собеседование
  • изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.) 

II этап: Коррекционно-развивающий. 

Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе этапов наблюдений, диагностических процедур и педагогических выводов.

  1. На основе диагностических данных ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
  2. Включение подростка в мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство воспитателя и родителей.
  3. Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
  4. Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, воспитатель составляет индивидуальную программу развития ребенка. 

Планируемый результат.

  • повышение результативности образовательного процесса;
  • повышение самооценки;
  • активное участие в конкурсах;

 

Литература:

  1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. СПб.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
  3. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб., 1995.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2000.
  6. Соловьева З.В. Педагогическая диагностика: методические рекомендации