Влияние математических игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Крысанова Светлана Викторовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 14, Кемеровская область, г. Белово

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Крысанова С.В. Влияние математических игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 184558


 

Вопросу развития мышления необходимо уделять внимание с самого раннего детства. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста изучали многие психологи и педагоги: Ж. Пиаже, В. В. Рубцова, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. Монтессори и другие. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предмета, явлений, к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Именно ей отводят особое место в процессе формирования мышления. Дело в том, что ни одна другая наука не дает возможности глубокого осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Ни одно другое занятие не может дать возможность познать процесс анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении в школе. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить ребенка дошкольного возраста считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень сформированности операций логического мышления. Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком. Это позволило получить достаточно объективную оценку сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста было использовано большое количество математических игр. Математические игры являются особым видом игровой деятельности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их в игре активно формируются и перестраиваются операции логического мышления, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

Анализ результатов нашего исследования позволил выявить. Что наша методика занятий с использование системы математических игр значительно повысила уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты повторной диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием математических игр, направленных на формирование логического мышления.

Таким образом, наше предположение о том, что с помощью специально подобранных математических игр, включенных в образовательную работу можно развить логическое мышление старших дошкольников, нашло свое подтверждение.

 

Литература:

  1. Анищенко О.М. Возможность формирования контроля у дошкольников. М.: Дошкольное воспитание, 2008. 150 с.
  2. Бабанский Ю.К. Методы и формы обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте. М.: Пресс, 2009. 168 с.
  3. Бохорский Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной группы к школе с помощью словесных дидактических игр. М.: Просвещение, 2010. 127 с.
  4. Буре Р.С. Вопросы логического мышления в процессе обучения в начальной школе. СПб.: Питер, 2011. 220 с.
  5. Буторина М. Мир Монтессори. М.: Мастер, 2007. 146 с.
  6. Вераксы Н.Е. Программа «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мазаика-синтез, 2010. 187 с.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Мысль, 2009. 267 с.
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 2009. 245 с.
  9. Ерастов Н.П. Ступени детского развития. СПб.: Питер, 2008. 146 с.
  10. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. Петрозаводск: Звезда, 2011. 121 с.