Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством коллекции "Матрешки"

Гривко Светлана Васильевна

Воспитатель, МДОАУ "Детский сад №181", г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гривко С.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством  коллекции "Матрешки" // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 182862


 

Актуальность: Модернизация дошкольного образования требует изменения всей системы работы дошкольного учреждения. Каждый  современный воспитатель использует новые формы организации обучения, которые способствуют формированию интегративных качеств личности. 

Для достижения результата обучения мы внедряем в воспитательно-образовательный процесс направление по сенсорному развитию посредством коллекционирования. Толковый словарь определяет коллекционирование как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес». Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития  сенсорных способностей  младших дошкольников. Предлагаю вашему вниманию статью, в которой опишу опыт моей работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, посредством  коллекции «Матрешка-чудесница»».

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций: коллективные (групповые), домашние, индивидуальные «детские сокровищницы ».

Для младшего дошкольного возраста предназначены коллективные коллекции «детские сокровищницы» – они собираются в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание сенсорное и познавательного развития, подчинена реализации комплексно - тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Ребенок младшего дошкольного возраста знакомится с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, учиться бережному отношению к ним.

Сенсорное развитие дошкольников через коллекционирование  является одним из самых важных моментов в полноценном и качественном воспитании ребенка 1-ой ступени образования. Главной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. 

Проблема: Повысить уровень сенсорного развития детей младшего возраста, посредством коллекции «Матрешки»

Цель: формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста через коллекцию «Матрешка - чудесница»

Особенность: Воспитатель создает РППС на каждый цветной день. Родители одевают детей согласно цветному дню. Дети встречают матрешку! Она  проводит  серии тематических разноцветных дней с детьми:«Красный день», «Синий день», «Желтый день», «Зеленый день», закрепляя название цвета, размера, формы.

В эти « золотые  дни» Матрешка проводит разнообразные  игры на повышение уровня  сенсорного развития:  «Открой - закрой», «Половинки», «Прятки», «Большая - маленькая», «Равняйсь! По росту становись!», «Матрешка – путешественница» и мероприятия по всем образовательным областям.  Детям очень нравится проводить время с матрешкой, они с нетерпением ждут, охотно встречают, приглашают  в гости!

В «Разноцветные дни» детям предлагают задания:

  • рассмотреть иллюстраций предметных картинок, игрушек;
  • поиграть в дидактическую игру «Мозаика», "Выложи  цветочки ",
  • слепить предметы разного цвета(красный помидорчик, яблочко)
  • построить из кубиков башню;
  • прокатить друг другу  шарики,
  • поиграть в бассейне,
  • поиграть в игру «Волшебный мешочек» (с предметами разного цвета);
  • нарисовать гирлянду для елочки, используя нетрадиционную технику;
  • поиграть в игры по желанию… 

Матрешка – подружка детей младшего дошкольного возраста, играет с детьми и награждает всех медалями и цветочками на шкафчик за правильные ответы и старание. 

На заключительном этапепроводится праздник «Дуйте в дудки, бейте в барабаны. В гости к нам идут матрешки». Дети, играя, показывают,  чему научились, какую пользу принесла коллекция «Матрешек» в сенсорном развитии младших дошкольников.