Сложные обстановки в жизни детей дошкольного возраста и методы поведения в них

Шефер Екатерина Анатольевна
Воронцова Елена Викторовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №35", Полысаево
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №35", Полысаево

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шефер Е.А., Воронцова Е.В. Сложные обстановки в жизни детей дошкольного возраста и методы поведения в них // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 180375


 

Сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей является одним из важных показателей эффективной организации образовательного процесса. Становление психологического здоровья ребенка во многом связано с наличием у него опыта самостоятельного преодоления трудных ситуаций, в частности повседневных неприятностей, выработки конструктивных способов их разрешения.

На эмоциональное состояние ребенка наибольшее влияние оказывают ситуации, связанные с взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. В качестве стратегий совладания доминируют эмоциональные и поведенческие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 01.09.2013) первой задачей выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что отражено также в требованиях к содержанию образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации, результатам освоения. 

Сохранение психологического здоровья детей является одним из важных показателей эффективной организации образовательного процесса.

Психологическое здоровье в целом можно рассматривать как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое позволяет полноценно жить, реализовывать свои возрастные и индивидуальные возможности, развиваться, обеспечивает гармонию с самим собой и окружающим миром.

Одним из важных условий становления психологического здоровья ребенка, по мнению О.В. Хухлаевой, выступает наличие у него опыта самостоятельного преодоления препятствий [7].

Проблема формирования у детей навыков разрешения трудных жизненных ситуаций представляет в современных условиях чрезвычайную актуальность.

По определению Н.Г. Осуховой, трудная жизненная ситуация – это ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений нарушается адаптация человека к жизни, вследствие чего он оказывается не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности на основе имеющихся способов поведения [5].

Таким образом, трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет, и тем, что он может в данных обстоятельствах. Такое противоречие препятствует достижению поставленной цели, приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, вызывает отрицательные эмоции и т. п. [2].

Трудные ситуации в жизни детей встречаются не реже, а скорее, даже чаще, чем у взрослых. Это обусловлено тем, что ребенок, познавая и осваивая окружающий мир, не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем–то новым и неожиданным для себя. Это требует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда оказывается успешным и потому может послужить причиной для разочарований.

Трудные ситуации в жизни детей могут иметь различный характер. Л.И. Анцыферова выделяет три основных вида жизненных трудностей:

1) негативные события, связанные с различными возрастными периодами; 

2) непредвиденные несчастья и горести; 

3) повседневные неприятности. 

В жизни детей это могут быть: ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (постоянные ссоры между родителями, постоянные ссоры ребенка с родителями, развод родителей, избиение ребенка, появление в семье мачехи или отчима, рождение брата или сестры, постоянные выяснения отношений с братьями и сестрами, противоречивое или деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.); ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (госпитализация, поступление в детский сад, перевод из одного детского сада в другой и т.п.); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (потеря близкого родственника, разлука с любимым членом семьи, смерть любимого домашнего животного и т.д.) [1].

Особого внимания заслуживают повседневные неприятности (трудности, сложности), которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни каждого ребенка.

Их влияние на развитие детской личности крайне велико. Именно в таких обыденных повседневных ситуациях, которые необходимо постоянно преодолевать, находить решения, у ребенка формируется собственное отношение к трудностям, апробируются разные способы действия и, таким образом, приобретается удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, вырабатывается определенная тактика поведения.

Проблема трудных ситуаций в жизни детей дошкольного возраста и способов их преодоления в настоящее время является недостаточно изученной.

Таким образом, на состояние детей с возрастом все больше влияют детские взаимоотношения и другие причины. Роль родителей в жизни детей от 4 до 6 лет уменьшается. Воспитатель имеет самое большое значение для ребенка в 4 года, в 5 лет роль воспитателя явно уменьшается и вновь возрастает в 6 лет. Также можно выделить копинговые стратегии, присущие детям от 4 до 6 лет. Возможность формирования копинг–стратегий у детей она связывает с появлением у них способности к прогнозированию. 

Развитие данной способности связано и с ведущими видами деятельности дошкольника, и с появлением возрастных психических новообразований, происходит в единстве с развитием эмоциональной, мотивационной, волевой сфер, самосознания [4]. 

Для того, чтобы исследовать поведение детей дошкольного возраста в трудных ситуациях, нами было проведено эмпирическое исследование трудных ситуаций и копинг–стратегий детей дошкольного возраста, проведенного в одной из дошкольных образовательных организаций Омска. В экспериментальном исследовании приняли участие 25 детей 5–7 лет, два воспитателя группы.

С целью изучения трудных жизненных ситуаций, которые выступают для детей источником отрицательных переживаний, и определения копинг–стратегий использовались следующие методы: беседа с воспитателями и метод опроса–беседы с детьми Э. Э. Ульяновой. Детям предлагались картинки, на которых изображены следующие ситуации: «выговор» со стороны взрослого; ребенок сидит в одиночестве; ребенок испугался; ребенок плачет; ребенок злится [6].

Инструкция для детей: «Подумай, что случилось, почему мальчик в садике загрустил. Что могло его огорчить, а может, кто–то его огорчил? А как ты думаешь, что мальчик будет делать в этой ситуации?».

Анализ результатов беседы с воспитателями позволил выделить ряд ситуаций, которые являются, по их мнению, трудными для детей: отношения со сверстниками (например, когда дети обзываются, не берут в игру, не хотят дружить, делают замечания по поводу внешности, конфликты у девочек по поводу внешности и др.), отношения со взрослыми (например, когда воспитатель делает замечания, сравнивает ребенка с другими детьми, разные требования к ребенку дома и в детском саду, развод родителей и др.); плохое самочувствие (болезнь); появление братика/сестрички; смерть или болезнь домашних животных; болезнь или смерть близких людей; взаимоотношения родителей; переход из одного детского сада в другой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее трудными ситуациями для детей, по мнению воспитателей, являются ситуации отношений со сверстниками и взрослыми.

По итогам опроса–беседы с детьми был также выделен ряд трудных для них ситуаций. Первые позиции также занимают отношения со взрослыми (например: мама накричала, отругала, наказала, поставила в угол за плохое поведение; мама заставляет убирать игрушки и др.).

Следует заметить, что дети часто называли ситуацию в целом как «плохо себя веду». Но объяснить, что значит «плохо», дети не могли. Это говорит о том, что родители и воспитатели не объясняют детям их плохие поступки, дети не знают, что конкретно они делают неправильно, за что их ругают и наказывают.

Результаты исследования проблем детства в поликультурном пространстве России показывают, что современный ребенок стремится к установлению доброжелательных отношений с близкими взрослыми и сверстниками, эти отношения чрезвычайно важны для него. Ограничения в таком общении вызывают острые переживания. 

Отношение же педагогов и родителей к ребенку зачастую прямо пропорционально правильному/неправильному детскому поведению. Взрослые, часто не понимая естественных потребностей ребенка пошалить, побаловаться и т.п., «ломают» детство, заставляют детей «подстраиваться» под взрослых [3].

В отношениях со сверстниками дети называли ситуации: когда обижают, ударили, толкнули, обзывают плохими словами, отобрали игрушку и т.д. 

Далее в качестве трудных были обозначены травмы и опасные для жизни ситуации (например: упала, поцарапалась или порезалась, болит живот, температура высокая, укусила собака и др.) и материальные утраты (например: что–то разбил, испачкал одежду, сломали игрушку, принесенную из дома, др.)

Одной из причин отрицательных переживаний ребенка выступают разные страхи (например, боязнь грозы, темноты, крыс, страшного зверя, тараканов, пауков, собак, страшных мультиков и др.).

Таким образом, по мнению и воспитателей, и детей, также наиболее трудными ситуациями для них являются ситуации отношений со взрослыми и сверстниками. Как показывают современные исследования, ребенок проявляет особый интерес к взрослым, педагогам, родителям, сверстникам, стремится к установлению разнообразных содержательных связей с ними. 

В целом дети ориентированы на гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми и для их мироощущения чрезвычайно важны устойчивость, надежность, доброта этих отношений. Это еще раз подчеркивает особую актуальность проблемы построения доверительных отношений взрослого с ребенком в семье и в детском саду, дружеских отношений ребенка со сверстниками.

Анализ результатов беседы с воспитателями и детьми показал, что дети наиболее часто прибегают к эмоциональным и поведенческим копинг–стратегиям, зачастую неконструктивным. Примеры ответов детей: «Сильно злюсь», «Плачу», «Сначала поплачу, а потом буду смеяться», «Расстраиваюсь и ни с кем не разговариваю», «Злюсь и сержусь на всех».

Также одной из часто встречающихся стратегий выступает обращение к родителям (преимущественно к маме), воспитателю, в редких случаях – к игрушке.

Наблюдения, проводимые в детских группах, показали, что воспитатели при обращении детей за помощью, зачастую отказывают в ней, мотивируя это тем, что они (дети) уже взрослые и сами способны разобраться в данной ситуации.

Следует отметить, что мальчики в отличие от девочек стараются проявлять большую самостоятельность в решении возникающих проблем, но при этом часто используют агрессию, направленную вовне.

Когнитивные стратегии не встречались в арсенале способов детского поведения. Применение интеллектуальных стратегий базируется на хорошо развитом абстрактно–логическом мышлении, а так как в этом возрасте оно еще только начинает формироваться, дети еще очень редко используют такие копинг–стратегии (например: «Просто хожу и думаю, мне мама говорит, чтобы я подумал»).

 

Литература:

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2014. №1. С. 3–18.
  2. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. СПб., 2014. 834 с.
  3. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности в трудных жизненных ситуациях / Е.П. Крупник, Н.В. Кисельникова. НОУ ВПО Московский психолого–социальный университет, 2014. 256 с.
  4. Никольская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2016. 376 с.
  5. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для вузов. М., 2016. 294 с.
  6. Ульянова Э.Э. Формирование эмоциональной составляющей поведения детей 4–6 лет в микрострессовых ситуациях в ДОУ (на основе копинг–стратегий). Казань, 2017. 112 с.
  7. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Москва, 2015. 345 с.