Богородские потехи для дошколят

Тихонова Ольга Александровна
Углова Нина Николаевна

Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад №30" комбинированного вида, г. Мончегорск Мурманская область
Музыкальный руководтель, МАДОУ "Детский сад №30" комбинированного вида, г. Мончегорск Мурманская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тихонова О.А., Углова Н.Н. Богородские потехи для дошколят // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 180061


 

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики.

Задачи:

  1. Развивать общие познавательные способности.
  2. Формировать осознание детьми принадлежности к русскому народу.
  3.  Активизировать знания детей о народной богородской игрушке
  4. Развивать творчество.
  5. Воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской культуры.

Словарная работа: Обогащение словаря: Богородские игрушки, дровосек, дивились.

Активизация слов: баланс, пружина, балалайка, плотницкий топор.

Оборудование: Богородские игрушки: «Куры на кругу», «Птички», «Мышка мелет зерно», «Дятел», «Мишка-лыжник», «Мишка-тяжелоатлет», «Мишка-балалаечник», «Мишка-художник»,  «Медведь-дровосек», «Мишка-компьюторщик».  Экспонаты: другие богородские игрушки.  Мультимедийная установка, компьютер. Балалайка для игры «Передай балалайку». Русский народный костюм ведущей.

Предварительная работа: Коллекционирование богородской игрушки; подбор фонозаписей русской народной мелодии «Ах, ты береза», музыки песни М. Картушиной для игры «Мишка». Разучивание стихов к содержанию игрушек: «Куры, куры, как живете?», «Летели две птички», «Мелет мышка зерно», «Три медведя шли домой», «Это плотницкий топор». Видео сюжет «О богородской игрушке», видео логоритмическое упражнение «Дятел».

Литература: 

  1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву. М. Эксмо 2006. 463 с.
  2. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М.: Нива России 1992. С. 73-100.
  3. Гликин М.С. Декоративная работа по дереву. М.: Народное творчество, Искона, 2002. С. 20-30.
  4. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда 7 класс М.: Просвещение, 1993.
  5. Рихвн Э.В. Мастерим из древесины. М. ПМ.: Малыш,1987.
  6. Русские художественные промыслы / ред. группа: М. Шинкарук, Л. Киселёва, О. Блинова и др. М.: Мир энциклопедии Аванта +; Астрель, 2010.

Интернет ресурсы:

  1. www.vlsco.ru
  2. www.tatianka.ru
  3. www.bogorodskoe.ru

 

ХОД:

Звучит русская народная музыка. Входит ведущая в русском наряде с богородской игрушкой в руке, здоровается и демонстрирует игрушку со словами:

«Богородская игрушка  

Сделана на славу.

Хоть потеха и забава, 

Да придется Вам по нраву»!

Ведущая: Ребята! Вот уже более 100 лет богородские игрушки радуют, увлекают, развивают и воспитывают детишек. В чем заключается секрет этих игрушек, как вы думаете?

Дети: Игрушки забавно двигаются, ими интересно управлять, играть.

Ведущая: Дети, вы догадливы и наблюдательны! Живой, выразительной и особо привлекательной богородскую игрушку делают незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления. Есть игрушки на планках, с балансом, с кнопкой, на спиральных проволочках. Вот эта богородская игрушка у меня в руках называется «куры на кругу». Она с балансом. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные по кругу зерна! Кружится ритмично баланс, дергаются веревочки, и поочередно качаются на проволочках птичьи головки с острыми клювами и большими гребнями! Создается звуковой такт и живой ритм движения. Сами собой просятся ритмичные стихи или песенка:

«Куры, куры, как живете?

Куры, куры, что жуете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем.

Мы клюем проворно

На тропинке зерна» .

Ведущая: А вот еще одна богородская игрушка с балансом «Птички». 

Присмотритесь и узнайте птиц. Как они называются? 

Дети: Это свиристели.  

Демонстрация игрушки с речевым сопровождением: 

«Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели, 

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились».

Ведущий: Богородские мастера, создающие игрушки, были не только наблюдательными, но и обладали большой фантазией. Вот, например, «Мышка мелет зерно» - игрушка с балансом. Демонстрация игрушки с речевым сопровождением: 

«Крутит мельница крылом, 

Мелет мышка зерно.

А из этой муки, 

Испекут нам пирожки»

Ведущий: Демонстрирует игрушку «Дятел дерево долбит». А вот у этой игрушки баланса нет, а двигаться ей помогает пружинка. Сейчас дятел снова будет двигаться, а мы озвучим, как он долбит дерево. Дети: д-д-д-д-д-д…

Ведущий: Хочу обратить ваше внимание на сходство внешнего вида, поведения игрушечной птицы и настоящего дятла.

Логоритмическое  упражнение «Дятел»   с использованием  мультимедийного показа. Ведущий: Ярко и образно, с большим мастерством и добрым юмором сделаны богородские игрушки. Основным героем богородской игрушки стал мишка – медведь. Давайте мы с вами ненадолго превратимся в косолапых медведей.

Ведущая:Игра с музыкальным сопровождением «Как  медведь по лесу гулял».

На прогулку косолапый                           Имитируют походку медведя

Вышел мишка погулять

По тропинке громко топал                       Поднести то правую, то левую руку

Друга он пошел искать                              ко лбу.

Где ты, где ты мой товарищ                   

Без тебя так трудно жить?

Встретил мишка наш лисенка                 Взявшись за руки, стоят лицом друг 

И сказал: «Давай дружить»                      кдругу.

Мишка с другом покружился                  Парами кружатся на месте.

Он в лесу устроил бал

А потом остановился                                Гладят друг друга по голове.

По головке гладить стал

Спиночки друзья чесали                         Спиной друг к другу, чешут спинки.

И немного потолкали                               Сопротивление рук.

Крепко, крепко обнялись                         Обняли друг друга.

Ведущий: Вы сейчас были очень забавными мишками. Богородские игрушечные медведи тоже забавные, а еще смышленые и деятельные. Чем только не занимается богородский мишка!

Ведущая: Вот медведи занимаются спортом (Демонстрация двух игрушек «Мишка-лыжник», «Мишка-тяжелоатлет»). Кто они? 

Дети: Мишки - спортсмены. Один медведь – лыжник, другой мишка атлет, поднимает гири.

Ведущая: Да, ребята, эти мишки любят двигаться. В каждой из этих игрушек какая- нибудь деталь подвижная / чаще всего одна или обе медвежьи лапы/. Мастера соревнуются в придумывании нового приема, нового движения, одновременно и смешного, и трогательного, вероятно, чтобы обратить нас и к миру природы, и к миру человеческой культуры одновременно.

Ведущая: Вот «Мишка-художник». Предлагаю всем стать художниками. Согласны? Пусть ваши язычки превратятся в кисточки.

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Кисточка»:

«Язык как кисточка моя,

И ею небо крашу я».

Ведущая: А это богородский мишка – музыкант. Играет на балалайке.

Дети слушают инструментальную музыку: русская народная мелодия «Ах, ты береза!»

Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру «Передай балалайку».

Дети встают в круг и играют.

Ведущая: Вот «Медведь-дровосек» (Демонстрация игрушки). В прямоугольном бруске-подставке прячется пружинка. Кнопка ее сжимает и отпускает. Поэтому фигурка, укрепленная на бруске, меняет свое положение. 

«Этот плотницкий топор.

Верно служит с давних пор.

Если хочешь строить дом,

Поработай топором!

А еще топор готов

Нарубить для печки дров,

Чтобы дровяной запас

Обогрел зимою вас».

Одна из последних работ-придумок богородских мастеров вот эта игрушка «Мишка-компьюторщик». Он чудесный. Думаю он вас удивит. Закройте на минуту глаза. Можно открывать. Внимание на экран!

Мультимедийный показ детского видео «О богородской игрушке» (7 минут).

Ведущий: Дорогие ребята! Наша музейная встреча тоже подходит к концу. Скажите понравились ли вам богородские игрушки?

Дети отвечают (Рефлексия).

Ведущая: Значит верно говориться: 

«Богородская игрушка  

Сделана на славу.

Хоть потеха и забава, 

Да придется  Вам по нраву»!

Звучит негромкая музыка. Ведущая приглашает детей подойти к выставке богородских игрушек «Руками трогать обязательно». Под руководством воспитателя дети знакомятся с экспозицией «Богородские потехи».