Проблема экологического воспитания

Реукова Ольга Владимировна
Зацаринская Светлана Николаевна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 63, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ д/с № 63, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Реукова О.В., Зацаринская С.Н. Проблема экологического воспитания // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 178535


 

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Поэтому изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности [2].

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [1].

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней [3].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений 
  • (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [5].

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве [1].

Дошкольники должны видеть в природе только прекрасное, дети должны радоваться увиденному, а нашей задачей является помочь им видеть и понимать прекрасное. Эта способность постепенно развивается. Во время походов, прогулок, работы на садовом участке воспитатель должен обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию её форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относится.

Ребёнок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Очень важно донести до понимания ребёнка, что растениям больно, когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают, когда теряют своих детей, как и наши родители. В природе нет ничего лишнего, всё необходимо и взаимосвязано, у неё свои законы, вмешательство в которые чревато плохими последствиями [4].

И если мы взрослые донесём всё это до ребёнка, то ведущим личностным достижением ребёнка станнит подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

 

Литература:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2000. 208 с.
  2. Мы: программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2000. 240 с.
  3. www.nsportal. ru
  4. www.maaam.ru
  5. www.doshvozrast.ru