Технология коллекционирования – эффективная форма работы с родителями

Гривко Светлана Васильевна

Воспитатель, МДОАУ «Детский сад №181», г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гривко С.В. Технология коллекционирования – эффективная форма работы с родителями // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 175348


 

Добрый день, уважаемые коллеги.

1) Тема моего доклада: «Технология коллекционирования – эффективная форма взаимодействия с родителями».

2) Иоганн Гете сказал: «Коллекционеры – счастливые люди». Мы согласны с мнением великого ученого и это докажем. 

В 21 веке особое место отводится проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность дошкольного учреждения, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. 

3) В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». 

4) Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. 

5) ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. 

6) Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком — дошкольником возможна только в случае разработки организационно — методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений субъектов. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

7) Изучив Закон об образовании, и учитывая требования ФГОС, на наш взгляд, коллекционирование является одной из самых эффективных технологий для решения поставленных задач и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников.

8) Как мы пришли к идеи увлечь детей коллекционированием, заинтересовать родителей самим заняться развитием своих детей?

Читая и изучая литературу, меня заинтересовала статья в научном журнале «Коллекционирование как детская субкультура». Мы выбрали тему самообразования «Формирование культурных способов деятельности дошкольников посредством коллекционирования».

Мы долго думали какую систему работы разработать, чтобы решить требования Закона Об образовании, ФГОС, решить все проблемы развития ребенка. Решением стало: работать тесно взаимодействуя с родителями.

Расставив правильно приоритеты, начали действовать!

Какую работу мы проводим с родителями?

9) 1 ШагЦелый год 2-ой младшей группы и полгода средней группы мы доносили до родителей 

- требования ФГОС, старались, чтобы они сами пришли к выводы, что действительно нужно уже заниматься со своими детьми ине ждать 

 подготовительной группы, чтобы отдать в Развивающий центр;

10) - объясняли родителям – индивидуально беседуя и распечатав консультации, что такое мнемотаблицы, какую роль они несут в развитии ребенка, зачем их нужно учиться рисовать. Как и когда их можно использовать. Очень приятно, когда мамы приходили и рассказывали, что у ребенка получилось! Да! 

Действительно мнемотаблица творит чудеса - развивает речь и все познавательные процессы. 

Прошел не один месяц пока мы донесли, объяснили всем родителям смысл занятий совместной работы.

11) 2 Шаг Освоив и поняв значение и роль мнемотаблиц, мы стали учить составлять родителей мыслительные карты на любую тему, которую интересуют ребенка. Чаще всего это были вопросы детей по нашим лексическим темам.

Читая наши консультации, изучая литература, индивидуально беседуя с педагогом, занимаясь со своим ребенком, наши родители стали видеть совместный результат труда. 

Маленькими шагами мы шли к своей цели!

3 шаг Второе полугодие средней группы.

Родители уже поняли, что воспитатели их друзья и помощники в воспитании и развитии их ребенка! Что к нам можно обратиться с любым вопросом! Мы всегда поможем и проконсультируем.

А мы, воспитатели, знаем, что все готовы начинать системную работу. Сделав свой выбор, и аргументируя себе почему, зачем и как? Выбираем коллекции себе в помощники! Пора действовать!

12) 4 шаг Составляем перспективный план по работе с родителями и детьми, используя инновационные технологии.

5 шаг Составляем консультации «Коллекция – путь к успеху», «Значение коллекции в жизни ребенка», «Мы талантами блестим и побольше знать хотим».

13) 6 шаг Готовимся и проводим родительское собрание диспут «Коллекционеры - счастливые люди!»

7 шаг Даем задание родителям и детям обдумать и решить на семейном совете, какую коллекцию вещей они будут собирать и изучать.

14) 8 шаг Составляем индивидуальные долгосрочные проекты для каждой коллекции. Учитывая деятельность детей по 5-ти образовательным областям. 

9 шаг Даем 1-ое задание родителям, объяснив систему работы по проекту: подготовить 1-ое выступление в клубе Коллекционеров: ребенок должен показать и рассказать о своей коллекции.

10шаг Попросить родителей заполнить мыслительную карту на полгода – то есть распланировать свою работу, выступление ребенка в клубе коллекционеров.

11 шаг Попросить родителей системно заниматься с детьми и готовить выступление 1-н раз в месяц. Пополнять коллекцию ребенка 1-н раз в 3-ри месяца.

Родители знают свою работу, видят результаты своего труда: развитие речи и всех познавательных процессов у своего ребенка.

О чем должен еще подумать педагог:

15) 1) Клуб коллекционеров 

Дети, подготовив рассказы по мнемотаблице, например о бабочке (если ребенок коллекционирует бабочек) будет выступать в Клубе коллекционеров.

То есть образно создать Клуб коллекционеров, включив туда всех детей.

16) 2) Часы

Перед выступлением, ребенок поворачивает стрелку часов на свою коллекцию. Дети делают это с большим удовольствием!

17Медали, микрофон, волшебная палочка, шар с мерцающими огоньками.

Непосредственно перед выступление коллекционера, все дети собираются в круг, в центре стоит коллекционер с волшебной палочкой, и происходит таинство погружения в клуб коллекционеров! Под музыку, все коллекционеры произносят слова: 1, 2, 3, повернись и в клубе коллекционеров окажись, дети оказываются на месте. На выступающего, под аплодисменты коллекционеров, надевают медаль. Руководитель клуба торжественно вручает волшебный микрофон - друга, который поможет ребенку преодолеть робость, стеснение и настроится на хорошее выступление.

Располагаясь перед всеми зрителями, коллекционер рассказывает о своем открытии – исследовании. 

Вот здесь происходит чудо: у ребенка рождается актерское мастерство: происходит развитие монологической речи и развитие всех познавательных процессов.

После выступление коллекционера под аплодисменты зрителей в клуб вносится еще 1-н микрофон. Он помогает провести интервью с коллекционером. Все зрители имеют право задать вопрос коллекционеру. Дети средней группы во 2-ом полугодии делают это с удовольствием. А я решаю сразу очень много задач: развитие диалогической и монологической речи и всех познавательных процессов.

После выступления все возвращаются в детский сад, в группу. Делятся своими впечатлениями, эмоциями. А я, наслаждаюсь, радуюсь маленьким победам своих детей! 

18) Лестница успеха – пирамидка помогает отслеживать, фиксировать результаты работы –результаты развития каждого коллекционера. У каждого пирамидка своя! 

После выступления все возвращаются в детский сад. Коллекционер с высоко поднятой головой получает свою пирамидку и раскрашивает свое заработанное колечко. Он его заслужил – удачно выступил!

Уважаемые коллеги, как приятно, когда ребенок бежит в детский сад и сообщает: «Я сегодня готов выступить в клубе коллекционеров, рассказать вам о своем открытии, показать, что нарисовал с мамой, показать, как с папой они репетировали рассказ по мнемотаблице». Ребенок счастлив, а мама улыбается от того, что видит развитие своего ребенка. Да, родителям стоит преодолевать себя, им трудно, но надо верить, что огонек в глазах детей - тяга к знаниям, через коллекционирование превратится в пламя открытий. 

19) Также, детско-родительское коллекционирование позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье. Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого). Важно отметить, что занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, поскольку коллекционировать можно все, что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. 

Мы считаем, что коллекционирование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным. 

Только вместе, идя рука об руку, мы сможем добиться успеха

Мы руководствуемся мыслью Иоганна Гете и предлагаем родителям стать счастливыми. Попробуйте и ВЫ!

20) Спасибо за внимание.