Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора

Коньшина Наталья Римовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 1 «Рябинка», г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коньшина Н.Р. Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 174864


 

В настоящее время требования в условиях современной жизни по развитию связной речи детей дошкольного возраста все возрастает, становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной подготовкой детей к школе, меняется приоритет современного дошкольного образования.Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.И в связи с этим для достижения этих требований, следует повышать профессиональную компетентность, эффективность своей работы, искать пути оптимальных решений для достижения наилучших результатов по развитию связной речи детей.

Возникает противоречие между возможностями форм фольклора в речевом развитии детей и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами различных форм фольклора. Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора.

Развитие связной речи – это важнейшая задача словарной работы в детском саду. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.

Фольклору (сказки, заклички, протешки и др.) присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы, и образы.

Можно выделить педагогов, которые занимаются изучением влияния фольклора на развитие речи дошкольников, например, М.А. Поваляева, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие.

Работа над развитием связной речи в ДОО должна осуществляться в режимных моментах, при проведении практической деятельности и игр, при организации наблюдения в природе, при проведении непосредственной образовательной деятельности. 

Итак, фольклор, – представляют собой богатый речевой материал для развития связной речи у младших дошкольников, который можно использовать во всех видах деятельности детей.

Работа над развитием связной речи у детей должка начинаться с младшего возраста.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст своих родителей.

Поэтому одним из своих направлений в работе по развитию речи детей является использование малых фольклорных жанров. Интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам помогает «разговорить» детей.

Известно, что художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. 

Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. 

Фольклорные произведения помогают в работе и по развитию подвижности артикуляционного аппарата, и по развитию произносительной стороны речи, и на формирование словаря и развитию активной речи.

Образовательную деятельность по развитию подвижности артикуляционной моторики носят подражательный, игровой характер.

Дети охотно откликаются на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии связной речи детей необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. 

Выбирая потешки, необходимо обращать внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. 

Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: 

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька – мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, я привлекаю их к подражанию крику птиц, животных.

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка 

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используются их имена, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Танечки заживи.

Кто у нас хороший? 

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий! 

Учитывая, что звуковая культура речи детей – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. 

Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Например: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце! 

Солнышко, появись! 

Красное, нарядись! 

Чтобы год от года 

Была у нас погода! 

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. 

Тише, куры, не шумите. 

Мово Ваню не будите, 

А мой Ваня будет спать, 

Будет глазки закрывать.

Чтобы сформировать связную речь ребенка дошкольного возраста, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. 

Основой связной речи у детей, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию. 

– Яму копал? – Копал. 

– В яму упал? – Упал. 

– В яме сидишь? – Сижу. 

– Яма сыра? – Сыра. 

– Как голова, цела? – Цела. 

– Значит, живой? – Живой. 

– Ну, я пошел домой. 

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогут ее проявлять в распространенных предложениях. 

Еще одним интересным жанром фольклора, в развитии речи детей являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок – оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие связной речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Еж)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает?

(Петушок).

Используя в работе малые фольклорные формы, педагог учит детей связной речи, овладению лексикой родного языка, звуковой культурой речи.

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). СПб.: Паритет, 2005.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 2008.
  5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 2009.