Самостоятельная деятельность в ДОУ (коллекционирование)

Гривко Светлана Васильевна

Воспитатель, МДОАУ "Детский сад № 181", г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гривко С.В. Самостоятельная деятельность в ДОУ (коллекционирование) // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 173038


 

«Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели,

 имеющий огромное жизненное значение». 

Иван Петрович Павлов

Чтобы современному педагогу подготовить ребенка дошкольного возраста к вступлению в большую успешную жизнь, необходимо развивать самостоятельность. Важно помнить, что она не рождается сама по себе, она воспитывается длительное время! 

Мы предлагаем развивать самостоятельность, используя проектный метод.

Что же такое самостоятельная деятельность и коллекционирование!

Как трактует научная педагогика самостоятельная деятельность – это свободная деятельность в условиях, созданных педагогом РППС, обеспечивающая выбор каждым ребенком и позволяющая ему действовать индивидуально. Ирина Алексеевна Зимняя – доктор наук в своих трудах доказала, что выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности. Это еще раз доказывает, что нам, современным педагогам жизненно необходимо обратить больше внимания на развитие самостоятельной деятельности.

Общество 21 века желает видеть человека самостоятельной творческой личностью, строителем жизни своей и общества. 

ФГОС определяет самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса.

Мы предлагаем развивать самостоятельность, используя коллекцию, ведь коллекционирование – это одно из древнейших увлечений человека, которое связано с собиранием предметов, не имеющих практического использования, но всегда вызывающих к размышлению

Учитывая требования и желания, для развития самостоятельности мы разработали и реализуем проект «Моя коллекция». Надеясь, на заключительном этапе проекта увидеть творческую развитую личность с развитым навыком самоорганизации, самообразования и непрерывного личностного роста.

Также необходимой составляющей для развития самостоятельной деятельности является РППС– место для самостоятельных открытий, демонстрации своих желаний. Педагог должен организовать так работу, чтобы дошкольника увлек мир загадок и таинств, чтобы ребенок смог увидеть необычное в обычном.

Мы предлагаем такой алгоритм работы с коллекцией для развития самостоятельности обучающихся!

Разрабатывая проект «Моя коллекция» мы продумывали организацию самостоятельной деятельности каждого обучающегося - коллекционера, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности, самостоятельности мы применяем методы:

1) проектный 

2) игровой 

3) практический (в виде культурных практик на примере продуктивных видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, аппликации традиционные и нетрадиционную (пластилинографию) 

4) словесный 

Долгосрочный проект «Моя коллекция» состоит из реализации подпроектов: «Разноцветные матрешки» и «Моя первая коллекция».

В группе младшего дошкольного возраста мы реализуем проект «Разноцветные матрешки», собираем коллективную коллекцию матрешек , создаем клуб «Друзья Матрешки» где дети представляю свою матрешку, получают медаль члена клуба, рассказывают о самостоятельной продуктивной деятельности в конце 1-ой и 2-ой половине дня, организуем выставку самостоятельной деятельности детей ; стимулирует детей «Полянка цветов» - дети с большой охотой выполняют все задания Матрешки на день, получают от нее цветочки и размещают их на полянке.

В группе старшего дошкольного возраста мы реализуем проект Моя первая коллекция. Каждый ребенок-коллекционер собирает свою индивидуальную коллекцию. Представляет ее клубу и получает медаль члена клуба коллекционеров. 

К атрибутам таинства организации клуба коллекционеров относятся часы (они показывают кто выступает следующий), волшебная палочка и сверкающие огоньки помогают перенести детей в клуб коллекционеров, микрофоны (развивают актерское мастерство – свободу слова), медали – их вручаю при поступлении в клуб.

Каждую неделю педагог, ориентируясь на перспективный план проекта: 

1 неделя месяца самостоятельная работа с группой коллекций «Мир Лего» (профессии, транспорт) 

2-я неделя месяца самостоятельная работа с группой коллекций «Мир природы» (Насекомые, животные, шишки) 

В 3-ю неделю месяца педагог проводит работу по развитию самостоятельности с группой коллекций «Предметы, окружающие нас» (Колокольчики, Ободки, Куклы, фантики) 

4-я неделя – подведение итогов – вознаграждение от королевы знаний. (фото)

Стимулирует детей Пирамидка – состоящая из колец! Обучающийся самостоятельно выбирает свою деятельность, приняв решение, выполняет – размещает на выставке и получает возможность закрасить пирамидку. 

Какую самостоятельную деятельность мы используем, реализуя проект «Моя коллекция»

В каждой возрастной группе мы используем все виды деятельности. Рассмотрим каждую группу общеразвивающей направленности!

В группе младшего дошкольного возраста дети проходят этап подражания, действуют по образцу взрослых, копируя действия воспитателя. В это возрасте педагог знакомит малышей с миром предметов, предлагая такие виды самостоятельной деятельности как рассматривание, дидактические игры, продуктивная деятельность. 

Согласно перспективному плану проекта «Разноцветные матрешки», где дети собирают коллективную коллекцию матрешек, детям предлагается выбрать и выполнить самостоятельно задания Матрешка. На экран мы видим продуктивную самостоятельную деятельность детей, двигательную, игровую. 

Если в группе младшего дошкольного возраста наблюдается чистое собирательство, которое лежит в основе будущего коллекционирования, то в группе детей 4-5 лет объекты собирательства становятся более концентрированные вокруг интересующей ребенка темы. С развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Вместо коллективной коллекции ребенок собирает свою индивидуальную коллекцию и использует все виды самостоятельной деятельности частично самостоятельно.

Дети старшего дошкольного возраста проходят этап более полной самостоятельности. Дети отлично справляются самостоятельно в повторяющихся ситуация. Обучающиеся собирают, изучают, систематизируют изучаемые объекты коллекции, многократно возвращаются, любуются, рассматривают детально. Педагогу важно правильно предложить ребенку сделать самостоятельно.

Педагог должен всегда помнить, что самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается длительное время.

Закончить свое выступление я хотела бы словами Иоганна Гете «Коллекционеры - счастливые люди». Мы счастливы, что разработали систему работы по реализации долгосрочного проекта «Моя коллекция» где приоритетом является самостоятельная деятельность обучающегося.

Используя коллекционирование и самостоятельную деятельность, выпускники детского сада пройдут школу воли, рефлекс цели и с высоко поднятой головой будут готовы вступить на вторую ступень образования.