Путешествие в страну математики: конспект занятия для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

Буюкли Оксана Павловна
Рязанцева Светлана Викторовна

Учитель-логопед (дефектолог), МАДОУ д/с "Родничок", г. Советский, ХМАО-Югра
Воспитатель, МАДОУ д/с "Родничок", г. Советский, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Буюкли О.П., Рязанцева С.В. Путешествие в страну математики: конспект занятия для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 172190


 

Пояснительная записка

Современный родитель хочет знать о речевом нарушении, которое отмечается у его ребенка, о методах преодоления нарушений речи, желает получить необходимые рекомендации о том, как заниматься с ребенком дома. Воспитателю и логопеду важно так построить свои сообщения, чтобы они не носили формального характера, а привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали желание сотрудничества.

Участие в обучающих мероприятиях родителей способствовало повышению их знаний о содержании специального обучения детей с ТНР (ОНР), помогло осознать свою роль в коррекционном воспитании ребенка с данным видом речевой патологии, изменить отношение к личности ребенка, характер общения с ним. До проведения подобных мероприятий лишь малая часть родителей была полностью уверена в своих возможностях.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей. Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Для осуществления равноправного, полноценного сотрудничества между родителями, детьми и логопедом использовали совместное интегрированное занятие.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя – логопеда, воспитателя и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и все стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, Л.В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОО с родителями, учителя-логопеда и воспитателя. Практический опыт работы ДОО позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда, воспитателя для решения проблем речевого развития ребенка.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи, учителя-логопеда и воспитателя становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель занятия: Привлечь родителей к участию в педагогический процесс в условиях логопедической группы коррекционного ДОО и показать, что развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: не только на занятиях по подготовке к обучению грамоте, но и по ознакомлению детей с окружающим, природой, художественной литературой, математикой, а также вне занятий: в играх, труде, повседневной жизни.

 

 

КОНСПЕКТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ»

(Дети 6-7 летс тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

 

Цель– коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей, развитие педагогических компетенций у родителей воспитанников в сфере коррекционной работы.

Задачи:

  • Коррекционно - познавательные:

- закрепить знание цифр от 1 до 9 и порядок их следования от 1 до 9 в натуральном ряду;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- формировать понятие о безопасном поведении на улице и охране жизни.

  • Коррекционно – развивающие: 

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать ловкость, координацию движений.

- активизировать память, внимание, логическое мышление и воображение;

- обогащать словарный запас;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

  • Коррекционно-воспитательные:

- развивать коммуникативные качества, умение работать в коллективе;

- воспитывать навыки коллективного взаимодействия, реализуя гендерной подход;

- воспитывать желание преодолевать недостатки речи.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о цифрах, о светофоре, беседа о правилах поведения на улице, на дороге.

Оборудование:зоопарк, светофор, музыкальная школа, магазин зеркал, дом для цифр, цифры, мини ширма, музыкальные инструменты, цифровые кочки, карандаши, массажные шарики, музыкальное сопровождение, фасоль на тарелочках.

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Скажи приятное другу»

Логопед.Здравствуйте, дети!  Сегодня наше занятие начнем с комплиментов.  Встаньте в круг. У меня в руках солнышко. Скажите, какое оно?  (ласковое, доброе, тёплое.) Будем передавать его по кругу и говорить друг другу ласковые, добрые слова.  Дети и родители стоят в кругу и, передавая солнышко, называют имя ребёнка и говорят: «Маша, ты сегодня очень красивая» и так далее.

Воспитатель.(Царица математики)Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! 

- А вы знаете, кто я? (нет)

- Я - Царица страны Математики.  К вам я пришла, чтобы пригласить вас в мой сказочный город «ЦИФР».  Но там случилась беда, все цифры поссорились, разбежались и теперь там такой беспорядок.  Вы мне поможете все привести в порядок, расставить все цифры на свои места? (да)

- В путешествие с собой берем самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.   А есть  ли среди вас такие? (да)

-  Сейчас проверим.   Я задам вопросы. Отвечать на них нужно предложением.

1. Сколько дней в неделе? (В неделе 7 дней)

2. Сколько солнышек на небе? (На небе одно солнышко)

3. Сколько пальцев на руке?  (На руке 5 пальцев)

4. Какое число входит в название сказки о НАФ-НАФЕ, НУФ-НУФЕ, НИФ-НИФЕ?  (В названии сказки встречается число 3)

5. В какой сказке встречается число 7? (Число 7 встречается в сказке «Белоснежка и семь гномов»)

6. Какая цифра вкусная? (Вкусная цифра 8)

- Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправляться вместе со мной в сказочный город "ЦИФР".

- На чем мы с вами доберемся до города, мы узнаем, выполнив задание.  

Логопед.Но сначала сделаем массаж пальцев и ладоней. Дети и родители берут массажные шарики. Сначала катают их между ладонями, затем достают пружинки для массажа и надевают попеременно на каждый палец. 

Логопед.Наши руки готовы к выполнению задания.

Воспитатель (Царица математики).У вас у каждого на листе стоит точка, поставьте карандаш на точку и будьте внимательны, (графический диктант «Автобус»).

- 3 клеточки вверх; 1 клеточка вверх наискосок вправо; 8 клеточки вправо; 1клеточка вниз наискосок вправо; 3клеточки вниз; 1клеточка влево; 1клеточкв вверх; 2клеточки влево; 1клеточка вниз; 4клеточки влево; 1клеточка вверх; 2клеточки влево; 1клеточка вниз; 1клеточка влево.

- Так на чем мы доберемся?   (Мы поедем на автобусе)

(Родители образуют тоннель, взявшись за руки, дети под музыку едут на автобусе)

- Ой, смотрите, кто же это? (Этодикие животные).

- Какие животные называются дикими? (Животные, которые живут в лесу, называются дикими)

- Куда же мы приехали?   (Мы приехали в зоопарк).

- Ребята, смотрите какое интересное животное. Кто это? (Это зебра)

- На что она похожа? (Она похожа на пешеходный переход)

- В городе нам встретятся: пешеходные дорожки, дорожные знаки, светофор.

 Стихотворение читает ребёнок

Три сигнала светофора 

Что прикажут - всем закон,

Пешеходам и шоферам 

На дороге нужен он!

Если красный загорится – 

Должен ты остановиться,

Ну, а желтый - погоди,

А зеленый - проходи.

- Сколько сигналов у светофора? (У светофора три сигнала)

- Какой цифрой обозначается число три? (число три обозначается цифрой три) Ребёнок подходит, берёт цифру, ставит её в домик и читает двустишие

Посмотри на цифру 3

Точно ласточка смотри.

Воспитатель.(Царица математики)Отправляемся дальше. Ребята, а вот это, что за здание? (музыкальная школа)

- Как вы догадались? (На здании изображены музыкальные инструменты, ноты)

- С помощью каких знаков пишется музыка? (Эти значки называются ноты)

Воспитатель.(Царица математики)  

Пять линеек нотной строчки 

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты - точки 

Разместились по местам.

- Сколько линеек в нотном стане? (На нотном стане пять линеек)

- Какой цифрой обозначается число пять? (Число пять обозначается цифрой 5) Ребёнок подходит, берёт цифру, ставит её в домик и читает стихотворение:

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно,

Как не знать. 

ФИЗМИНУТКА. Проводится совместно с родителями и детьми. Воспитатель играет на металлофоне, а логопед показывает движение.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си (показывают рукой движение вверх)

Сели нотки на такси, (двигаются по кругу, изображая езду на автомобиле)

А потом на самолет, (летят на самолёте

Вот как ноткам всем везет. (вытягивают руки вперёд, ладони сжаты в кулак, большой палец поднят вверх)

Воспитатель.(Царица математики)Продолжаем наше путешествие. Мы с вами подошли к витрине магазина.

- Что это за магазин? (Магазин зеркал)

Логопед. Нам как раз нужны зеркала, чтобы поиграть язычком. Возьмите зеркала.  Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок

На губу лопаткой лег. («Лопаточка»)

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит. («Облизывают губки»)

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам. («Часики»)

Видит: губки очень гибки, 

Ловко тянутся в улыбке. («Лягушка»)

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. («Слоник»)

Язычок стал маляром, 

Аккуратно красит дом. («Маляр»)

На качелях оказался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели»)

Догадаться кто бы мог?

Язычок наш, как грибок. («Грибок»)

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не у стал. («Гармошка»)

Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье. («Варенье»)

Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка. («Лошадка»)

 

Логопед. Молодцы! Замечательно выполняли упражнения.

Воспитатель.(Царица математики)А вы знаете, что магазин работает не каждый день, а вторник, среда, четверг, пятница, суббота.

 ВЫХОДНОЙ - воскресенье, понедельник.

"ДНИ НЕДЕЛИ"

- А какой сегодня день недели? (Сегодня вторник)

- Какие дни недели вы знаете?  Дети называют дни недели. 

- Назовите по порядку.  Если дни недели назвали не по порядку

- Сколько их?   (Всего семь дней в неделе)

- Какой цифрой обозначается число семь?   (Число семь обозначается цифрой 7) Ребёнок подходит, берёт цифру, ставит её в домик и читает стихотворение:

Семь - точно острая коса,

Коси - коса, пока остра.

Логопед. Давайте вспомним, какая цифра самая сладкая. (Самая сладкая цифра 8)

Выложите 8 из фасоли

 Цифра восемь так вкусна:

 Из двух бубликов она.

Логопед. Остальные цифры мы найдём, если вы угадаете, какой музыкальный инструмент звучал, и сколько раз проиграли на нём. Слушайте внимательно.  За мини ширмой находятся музыкальные инструменты, дети не видят их. Определяют на слух. Если дети угадали, на ширме появляется цифра. Ребёнок, правильно ответивший, подходит, берёт её и ставит в домик.

Похожа единица на крючок,

А может на обломленный сучок. (1)

 

Два - похожа на гусенка

С длинной шеей,

Шеей тонкой.  (2)

 

 Гляди четыре - это стул,

 Который я перевернул.  (4)

 

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк - внизу кружочек.  (6)

 

 Вот какая Цифра есть

 Перевернутое шесть. (9)

 

Логопед. Вот и последнее окно в доме заполнилось. Посмотрите на доме, в котором живут цифры.  Как его можно назвать? Какой он?  (Красивый, большой…)

-  Посчитайте, сколько этажей в доме.  (В доме 2 этажа)

-  Как можно назвать этот дом?  (двухэтажный)

-  А если было бы 5 (3,4) этажей? (Мы сказали бы, что этот дом пятиэтажный)

 Ещё такой дом можно назвать -  многоэтажный.

Воспитатель. (Царица математики)Спасибо, вам ребята, вы помогли мне вернуть все цифры на свои места. Я так расстроилась, когда все цифры разбежались, что   не заметила, кто из вас лучше всего работал.

- Давайте вы сами себя оцените. Пройдемте к столам.

- Ой, здесь река, как пройти?  А пройти через реку можно по кочкам, причем наступать на них надо в порядке, указанном цифрами (обратный счет: 9,8,7,6,5,4,3,2,1) Первыми проходят мальчики и помогают пройти девочкам (Мальчики подают девочкам руку, когда они проходят через реку)

Логопед. Как быстро перебрались через реку. Устали. Давайте отдохнём, подышим свежим речным воздухом. Дыхательная гимнастика: 

- медленно вдыхаем носом – выдох ртом (медленно);

- правой рукой закрыть правую ноздрю, медленно вдыхаем и выдыхаем;

- левой рукой закрыть левую ноздрю, медленно вдыхаем и выдыхаем;

Молодцы. Подышали, отдохнули. Продолжаем двигаться дальше.

Воспитатель.(Царица математики) Садимся в автобус 

(Родители образуют тоннель, взявшись за руки, дети под музыку едут на автобусе)

Вот мы и вернулись в детский сад. Вы работали сегодня на занятии очень хорошо. Перед вами лежат кружки: красного, жёлтого, зелёного цветов. Оцените свою работу на занятии сами.

Если вы работали сегодня на занятии очень хорошо, много раз отвечали, возьмите зеленый круг; 

если вы иногда сомневались в ответах на мои вопросы и не отвечали - желтый; и красный - если не были внимательны и ни разу не ответили.  Дети подходят и берут кружки со стола.

Воспитатель.(Царица математики). Эти цвета символизируют светофор и обозначают:

ЗЕЛЕНЫЙ - в порядке, так держать;

ЖЕЛТЫЙ - надо быть чуть внимательным;

КРАСНЫЙ - необходимо еще поработать над этой темой.

До свидания ребята, мне пора возвращаться в свою страну математики.

Логопед:Большое спасибо за занятие вам, ребята и вашим родителям.

До свидания.

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва (вступил в силу 1 января 2014).
  2. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
  3. Нищева. Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей направленности ДОО для детей С ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  5. Пономарёва И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.