Развитие речевого этикета у дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Мусягина Любовь Васильевна 
Гуськова Ольга Александровна

Воспитатель 1 кат., АНО ДО «Планета детства «Лада» Д\С №203 «Алиса», г. Тольятти
Воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» Д\С №203 «Алиса», г. Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мусягина Л.В., Гуськова О.А. Развитие речевого этикета у дошкольников в сюжетно-ролевой игре // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 124948


 

Дошкольный возраст – это яркий период открытий, удивлений, любознательности, очень важен в жизни ребёнка. 

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Вся жизнь ребёнка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе сюжетно - ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре воспитываются все стороны личности ребёнка. Сюжетно-ролевой игре присущи такие черты как: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, отзывчивость, активность, творчество.

Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости. Именно использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитание вежливости , а именно: как здороваться , и прощаться, обращаться к взрослым и сверстникам, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться, не перебивать разговора взрослых и т. д. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во всех ситуациях :при встрече со знакомыми, при общение в садике, транспорте, в кино, гостях, в ежедневном общении и т. д. При организации сюжетно- ролевой игры в формировании вежливости у детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия: 

-эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, вызвать у детей желание в ней участвовать;

- обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности, привлечь детей к планированию её, распределению работы, точно определить обязанности;

- чётко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.

В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремлённость, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Игра хороша тогда, когда дети сами её организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умение их угостить. Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представление о вежливом, тактичном отношении друг к другу. Систематическое предложение ребёнку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, создаёт дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения. Успех воспитания речевого этикета- в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, воспитывающие задачи.

Таким образом, использование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у детей дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребёнка, способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми, способствует развитию нравственных качеств, культуры поведения, речевого этикета.