Социальный интеллект, как фактор психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению

Шмелёва Анастасия Олеговна

Педагог-психолог, ОГК ОУШ №23, г. Ульяновск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шмелёва А.О. Социальный интеллект, как фактор психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 171065


 

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специаль­ностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают кри­терий готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которо­го наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки [1].

Готовность к школе, это своего рода  уровень развития ребенка для усвоения программ и обучения в группе ровесников (социальный интеллект).Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю.Н. Емельяновым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.Проблематикой социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Дж. Гилфорд, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, О.Б. Чеснокова и другие, но является ли фактором психологической готовности старших дошкольников социальный интеллект, до сих пор недостаточно освещен. Бобнева М.И. считает, что: «Социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д.» [ 2].

Роль социального интеллекта в жизни ребенка менее приоритетна и ей не уделяется достаточного внимания, в отличие от его интеллектуального развития.

Объект исследования: готовность старших дошкольников к школьному обучению.

Предмет исследования: Фактор, готовности к школьному обучению, социальный интеллект старших дошкольников.

Цель исследования: теоретически и экспериментально доказать, что фактором готовности к школе старших дошкольников является социальный интеллект 

Задачи:

1. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической литературе основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологической готовности к школьному обучению.

2. Теоретически обосновать роль социального интеллекта, как фактора готовности к обучению старших дошкольников. 

3. Провести формирующий эксперимент 

Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:

1) Д. Векслера (субтест «Понятливость»)

Субтестобщей понятливости.

Оцениваетполнотупониманиясмыславыражений,способностьрассуждению,пониманиеобщественныхнорм.Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Отдельные феномены:

  • следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;

феномен «фасада» при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.

2) Д. Векслера (субтест «Последовательные картинки»)

Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера.

Феномены:

  • переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;
  • связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проектируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;
  • несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;
  • необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;
  • отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;
  • персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;
  • отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;
  • резонерство - бесплодное мудроствование при составлении рассказа по серии картинок.

Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест «Понятливость», выявляет ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.

Можно добавить, чтоважно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

 

Литература:

  1. PsychologiaGuide.Психолого-педагогические исследования в области социального интеллекта. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых.
  2. Панасюк А.Ю. Описание метода Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.
  4. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения. С. 114
  5. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова М.: Институт психологии РАН, 2004. С.11-28.
  6. Энциклопедия психодиагностики. Тест Векслера‎. Детский вариант