Воспитание нравственности современного подростка

Рыжкова Ирина Вячеславовна
Алексеева Лариса Андреевна

Учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ № 17", Белгородская область, г. Губкин
Учитель истории и обществознания, МАОУ "СОШ № 17", Белгородская область, г. Губкин

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рыжкова И.В., Алексеева Л.А. Воспитание нравственности современного подростка // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 132300


 

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей, но и детей более младшего возраста.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Определяя объем понятия воспитание, многие исследователи выделяют:

  1. воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
  2. воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
  3. воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
  4. воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.)

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.

Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания школьниковдолжно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

На новый период развития школы педагогический коллектив считает важным для себя следующие идеи:

Идея развития. Основной смысл педагогического процесса - развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах. Идея развития подразумевает и развитие личности педагогов, а также развитие педагогической системы школы в целом.

Идея творчества. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность.

Идея сотрудничества основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.

Идея выбора и ответственности. Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов (на уровне содержания, методики, темпа, сложности, партнера и т.д.) для удовлетворения интересов, развития способностей, творческой самореализации. И воспитанники, и педагоги свободны и ответственны в актах самоосуществления и «строительства» собственной личности.

Идея открытости. Школа открыта для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, политики, различными творческими объединениями. Идея открытости образования заключается и в том, что не ребенок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.

Главным направлением в развитии школы в современных условиях должно стать создание целостной воспитательной системы. Как показали исследования Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.А. Селивановой, воспитательная система представляет собой целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом она должна отвечать таким базовым требованиям, как: 

  1. Гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса.
  2. Разумная дисциплина и порядок.
  3. Возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых.
  4. Демократические принципы управления учреждением.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов: субъектов, целей, системообразующей деятельности, отношений, управления.

При построении воспитательной системы моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Педагоги справедливо считают, что в воспитании нет мелочей; на сознание, чувства, волю ребенка так или иначе воздействует все, что его окружает. И эффективность усилий воспитателя в значительной мере зависит от того, насколько он учитывает и сам организует воздействие окружающей действительности на детей. Поэтому очень важно создать и поддерживать поистине воспитывающую атмосферу в семье, подчиняя в разумных пределах интересам формирования личности ребенка как взаимоотношения старших, так и их домашние занятия, разговоры в его присутствии, совместное проведение досуга и т. д.

Действенную помощь в воспитании детей оказывают добрые семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Среди них - уважение к старшим, забота о младших, самообслуживание, взаимопомощь, коллективный труд на общую пользу и другие.

Огромную роль в воспитании играет непосредственное духовное общение родителей с ребенком. Это и коллективные трудовые занятия, и совместные игры, развлечения, прогулки, и семейное чтение, и задушевные беседы по различным вопросам, представляющим взаимный интерес. Такие контакты помогают развивать и укреплять дружеские отношения родителей и детей, лучше узнавать друг друга; старшим они позволяют влиять на младших в нужном направлении.

Следует особо подчеркнуть роль личного примера родителей в формировании личности ребенка: ведь воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям.

Если родители серьезно намерены воспитать детей хорошими, высоконравственными людьми, то их повседневный личный пример должен отвечать этим намерениям. Не случайно Л. Н. Толстой настойчиво утверждал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование» воспитателей. 

Очень важно, чтобы слово взрослого подкреплялось делом; отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах воспитанника, но и вообще веру в людей, их честность и добропорядочность.

В своих усилиях по формированию личности ребенка родители отнюдь не одиноки. Их воспитательная деятельность, когда дети становятся школьниками, дополняется целенаправленным влиянием педагогов. В связи с этим важное значение приобретает тесное сотрудничество семьи и школы. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы записано: «Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов».

Родители, знакомя учителей с особенностями своих детей, их интересами и склонностями, со сложившимися взаимоотношениями в семье и т. п., тем самым создают благоприятные предпосылки для более плодотворного воспитательного воздействия школы на ребенка, для оказания действенной помощи в семейном воспитании. Кроме того, сами отец и мать школьника имеют возможность внести свой вклад в работу педагогов по обучению и воспитанию детей: помочь в оборудовании классной комнаты или учебного кабинета, организовать кружок, принять участие в проведении экскурсии или похода, выступить перед ребятами с беседой или лекцией и т. п. Сотрудничество, взаимопомощь семьи и школы, принося пользу и родителям, и учителям, в конечном счете служат интересам успешного воспитания подрастающего поколения. 

Таким образом, воспитание - не только наука, но и искусство, оно, с одной стороны, предполагает творческий подход и широкую инициативу, большую изобретательность, находчивость, гибкость, а с другой - предоставляет богатейшие возможности для такого творчества, для успешного поиска самых оптимальных решений. На протяжении развития человечества воспитание играло важную роль в становлении личности. На различных этапах развития государства цели и методы воспитания менялись, но общей целью оставалась и остаётся воспитание личности, самореализующейся в государственных условиях данного периода. 

 

Литература:

  1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание - проблема современного образования в России. М.: Иц, 2008. 82 с.
  2. Зимняя И.А. Цель - идеал воспитания в дополнительном образовании детей в современной России // материалы научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в 21 веке». М., 2000. 102 с.
  3. Морозова Н.А. Дополнительное образование в современных концепциях воспитания. Ярославль: Мысль, 2000. 171с.
  4. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. М., 2011. 351 с.