Применение активных методов обучения на уроках биологии как система формирования ключевых компетентностей у учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС

Баркова Наталья Васильевна

Учитель биологии, КОУ ВО "Землянская школа-интернат", Воронежская область, Семилукский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баркова Н.В. Применение активных методов обучения на уроках биологии как система формирования ключевых компетентностей у учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 121736


 

С позиций компетентностного подхода результатом обучения детей с ОВЗ должно стать формирование ключевых компетентностей – универсальных умений, которые помогут человеку ориентироваться в жизни и достигать определённых целей. В ходе обучения учащиеся приобретут:

1. Ценностно-смысловые компетенции,

2. Общекультурные компетенции, 

3. Учебно-познавательные компетенции,

4. Информационные компетенции,

5. Коммуникативные компетенции, 

6. Социально-трудовые компетенции,

7. Компетенции личностного самосовершенствования. 

Смысл организации урока заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребованные в жизни, и последующем профессиональном образовании выпускников школы.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Обучение должно проходить по первому варианту специального стандарта, т.е. учащиеся с диагнозом F-70 (лёгкая умственная отсталость), получают цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки 

В результате обучения учащиеся приобретают жизненные и социальные компетенции (личностные результаты)

1) осознают себя частью окружающего мира;

2) формируют уважительное отношение к природе;

3) развивают адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; •

5) овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 

6) владеют навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 

7) приобретают способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, 

8) развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

9) формируют нравственные ценности

10) формируют установки на безопасный, здоровый образ жизни; 

11) формируют готовность к самостоятельной жизни

Основные особенности образовательного процесса связаны с:

  • созданием наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;
  • индивидуальным и дифференцированным подходом; 
  • единством и постоянством требований школы;
  • приобщением детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду;
  • расширением чувственного опыта ребенка;
  • развитием его речи и познавательных интересов;
  • организацией предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;
  • рациональным использованием словесных, наглядных, практических методов;
  • на ранних этапах обучения 
  • значительной по времени пропедевтической (подготовительной) работой (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. 
  • дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе);
  • сочетанием упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса. 

Сложности в организации образовательного процесса требует тесного взаимодействия с педагогом-психологом школы. Именно он даёт рекомендации по обучению детей с ОВЗ:

1. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность обучающегося, развивать его устную и письменную речь и формировать необходимые учебные навыки;

2. Обучать различным техникам запоминания, которые позволяют значительно улучшить мнемонические способности обучающейся (группировка слов и картинок, установление связей и т.п.);

3. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

4. Применять индивидуальный подход с учетом эмоционально-волевой сферы (игровые ситуации; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими. 

5. Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности; 

6. Применять смену деятельности во время занятий (физминутки, смена положения ребенка: работа стоя, сидя); 

7. Дозировать учебную нагрузку; 

8. Контролировать регулярное посещение уроков обучающимся; 

9. Осуществлять постоянный контроль над выполнением домашнего задания (требуемый объем, соответствие заданному материалу). 

Методы и приемы коррекции, используемые на уроках:

  • Графические и зрительные диктанты;
  • Рисование орнаментов;
  • Штриховка в различных направлениях; 
  • Работа со зрительно-двигательными тренажерами; 
  • Работа с планом, схемой.
  • Работа с незаконченными изображениями, восстановление по неполному изображению целого. 

Физминутки на уроках

  • Развитие пространственной ориентировки;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения для развития ориентации в схеме собственного тела.

Биология как учебный предмет включает разделы: «Природоведение» (5 класс), «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. 

Рабочие программы по биологии составлены с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их умственному развитию. В соответствии с ФГОС учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей с УО и их особые образовательные потребности.

Основными задачами преподавания биологии для детей с ОВЗ являются:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); 

2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 

3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе; 

4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома; 

5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно–следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. 

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.

Кроме этого, при проведении уроков используется разнообразный дидактический материал: 

  • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
  • объемные плакаты 
  • муляжи овощей, фруктов, грибов,
  • модели строения растений, природных объектов,
  • гербарии; 
  • коллекции насекомых, полезных ископаемых; 
  • скелеты животных.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специализированном кабинете химии и биологии, экскурсии - в окрестных природных местах. Для успешного обучения умственно отсталых детей в обычном классе необходимо обеспечивать не только правильное соединение методов и средств обучения, но также определять оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности школьников в течение всего урока, т.е. иметь ясное представление о работоспособности учащихся, так как нарушение работоспособности ведёт к снижению познавательной активности. 

При снижении работоспособности у детей теряется интерес к деятельности, появляется желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе, снижается способность к запоминанию, к концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т.д. Известно, что при регулярном переутомлении у одних детей возникает торпидное состояние – характеризующееся общей вялостью, истощаемостью, у других – напротив, наблюдаются гипердинамические реакции, выражающиеся в повышенной раздражительности, излишней подвижности. Поэтому необходимо планировать самую трудную работу в первые 10-25 минут. После этого периода времени обычно наступает снижение работоспособности.

Особенности умственной деятельности учащихся с ОВЗ, а именно недоразвитие обобщения и отвлечения, создают препятствие в осознании воспринятого учебного материала и формирование на основе этого новых понятий.

Успешное проведение урока зависит от подготовки к нему; от того, насколько в уроке соблюдены ясность плана, логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития учащихся, оснащённости урока наглядными пособиями, подбора дидактических и развивающих игр, самостоятельных, практических и других видов работ, включены проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения. 

Педагоги работают с детьми с ОВЗ по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов:

  • поэтапное разъяснение заданий,
  • последовательное выполнение заданий,
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания,
  • обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения,
  • близость к учащимся во время объяснения задания,
  • подготовка учащихся к смене вида деятельности,
  • чередование занятий и физкультурных пауз,
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания,
  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания,
  • работа на компьютерном тренажере,
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, 
  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями,
  • дополнение печатных материалов видеоматериалами,
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. 

При индивидуальном оценивании ответов учащихся с ОВЗ используются: 

  • индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями,
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки, 
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился,
  • оценка переделанных работ, 
  • система оценок достижений учащихся. 

Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.

Значение охранительного режима: 

  • приучает ребенка к определенному жизненному ритму,
  • способствует созданию ровного, бодрого настроения,
  • способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом, 
  • создает условия для проявления активности, интереса к учению, повышению работоспособности.

Методы стимуляции:

  • соревнование, поощрение (похвала, благодарность, различные виды наград, подарок, выставки лучших работ),
  • наказание (чаще в форме словесного осуждения: замечание, порицание, внушение, выговор). Используются технологии: общения, игровая, совместной и самостоятельной деятельности, применение знаний на практике. 

Большое значение в овладении биологическими знаниями имеют практические занятия. Здесь также находят применение наглядные средства обучения – коллекции минералов и горных пород, полезных ископаемых, удобрений, металлов и их сплавов, волокон, насекомых, гербарии, влажные препараты птиц и млекопитающих, объемные макеты органов человека. 

При подготовке практических занятий возможно использование исследовательского набора «Юный биолог», который поможет провести интересные биологические опыты: прорастить семена овощных и злаковых культур, изучить химический состав семян, вырастить культуры бактерий, плесневых грибов и почвенных микроорганизмов, а на настое сена получить культуру инфузории туфельки. Практическая работа организует детей, учит их работать в группе и самостоятельно, выполнять инструкцию, обобщать, развивает практические навыки и умения, активизирует деятельность на уроке.

В ходе обучения учащиеся с ОВЗ приобретают:

  • Ценностно-смысловые компетенции
  • Общекультурные компетенции, 
  • Учебно-познавательные компетенции,
  • Информационные компетенции,
  • Коммуникативные компетенции,
  • Социально-трудовые компетенции, 
  • Компетенции личностного самосовершенствовании. 

Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе обеспечивает их постоянное общение с основной массой обучающихся, способствуя эффективному решению проблем их успешной социальной адаптации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

При правильной организации учебно-воспитательного процесса наблюдается успешное или удовлетворительное включение выпускников в трудовую жизнь общества, соблюдение ими культурно-этических норм, возможность формирования системы правильного отношения к окружающему миру. 

Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей - самостоятельности, критичности мышления, толерантности, положительной активной жизненной позиции, а специально организованная учебно-познавательная деятельность, на основе использования форм и методов активного обучения, содействует формированию необходимых знаний и компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, более полноценной их интеграции в современном обществе.

 

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ от 19.12.2014 № 1598.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ от 19.12.2014 № 1599.
  3. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы: сборник. М.: ВЛАДОС, 2013. 224 с. 
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с. 
  5. Стребелева Е. А.Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя М.: Владос, 2007. 256 с. 
  6. Титов В.А. Дефектология: учебный курс (электронный курс). М.: Московский Университет имени С.Ю.Витте, 2013. 167 с.