Мастер-класс в подготовительной группе "Царица Осень"

Сайгашкина Жанна Валериевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад №122 комбинированного вида", г. Саранск республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сайгашкина Ж.В. Мастер-класс в подготовительной группе "Царица Осень" // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 125095


Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Цель: закрепить знания детей о времени года осень.

Задачи:

1. Образовательные:

  • закрепить знания детей о временах года;
  • закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи об осени;
  • систематизировать знания детей об осенних месяцах;
  • закрепить умения и навыки детей выполнять рисунок в технике «рисования на ткани»; 
  • упражнять в счете до 10;
  • вовлекать детей в опытно-экспериментальную деятельность (изготовление красок, с использованием природных красителей);

2. Развивающие:

  • развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
  • развивать групповую сплоченность;
  • развивать кругозор, речь и мышление;
  • развивать слухо-моторную координацию и внимание;
  • развивать воображение, чувство композиции, ритма;
  • создать игровые ситуации, направленные на развитие активности ориентировки в новых условиях, переключаемости с одного способа деятельности на другой, темпа, работоспособности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение ветки рябины;

Оборудование:сшитая кольцом узкая лента с названиями месяцев времён года, зонт; листочки разного размера, цвета, от разных деревьев; запись видеоклипа песни «Царица-осень», музыка Глазунова «Концертный вальс», корзина с яблоками, экран, видеопроектор, ткань жёлтого цвета, пяльцы, ватные палочки, овощи (свекла, морковь), раствор бриллиантовой зелени, йод, резиновые перчатки, клей ПВА, тёрка, марля, тарелочки, рябина (дерево), рябиновые веночки, кочки с цифрами от 1 до 10.

Словарная работа:рябинник, хмурень, листобой, мокрохвост, свадебник, подзимник, грудень.

 

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя. 

В зале на спинки стульчиков прикрепляются листочки с разных деревьев. У детей пригласительные билеты (листочки с разных деревьев). Дети входят в зал. Звучит видеоклип песни «Царица-осень», дети в хороводе поют песню.

Воспитатель: 

Каждому из вас, ребята,

Осень задаёт загадку.

К стульчикам вы подойдите,

Листок такой же, как у вас,

Там скорей найдите. (подходят к стульчикам и садятся)

Тогда непременно явиться 

Должна сюда Осень…

А вот и она.

Под музыку Глазунова «Концертный вальс» входит воспитатель в осеннем наряде (Осень).

Осень: Здравствуйте, ребята!

Очень в гости к вам спешила

И котомку прихватила. 

А в котомке той, ребятки, 

Игры, шутки и загадки. 

Вот вам первая загадка: Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек

Я ….. (осень)

 

2. Закрепление знаний детей о временах года.

Осень:

- А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название КРУГЛЫЙ ГОД.

Круглый год разделен на четыре части.

- Как вы думаете почему?

- Что обозначают эти четыре части? (зима, лето, весна и осень)

3. Систематизировать знания детей об осенних месяцах. Развивать кругозор, речь и мышление.

У каждого времени года есть три сына:

- Что это за сыновья? (месяцы)

- А как зовут сыновей Осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Ребята, в старину осенние месяцы назывались совсем по-другому: 

Сентябрь - рябинник, хмурень, листопадник. 

- Как вы думаете, почему сентябрь называют рябинником? (в сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина)

- А почему сентябрь хмурень? (небо чаще хмурится)

- А листопадник? (начинается листопад)

- Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник, свадебник.

-Как вы думаете, почему?

- А ноябрь называли - подзимник, грудень, ворота зимы 

- Почему ноябрь – «подзимник»? (последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы)

- А почему ноябрь – «грудень»? (название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля, еще не покрытая снегом, лежит грудами, кучами) 

(Осень подзывает всех детей к себе)

4. Создание игровой ситуации, направленной на развитие активности ориентировки в новых условиях, переключаемости с одного способа деятельности на другой, темпа, работоспособности.

Игра «Круглый год»

5. Закрепление знаний детей о приметах осени; вспомнить стихи об осени.

- Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

- Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

- Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

- Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

- В октябре семь погод на дворе.

Молодцы дети!!!

А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

Сейчас какая осень? (поздняя)

А давайте вспомним приметы поздней осени. Дети отвечают полными предложениями. (Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одели теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). Начинаются заморозки.

Осенью в садах и огородах собирают урожай. (Дети называют овощи, которые они собрали с родителями на даче, в деревне в огороде)

Дети читают стихи об осени.

6. Развитие слухо-моторной координации и внимания.

Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

7. Упражнять в счете до 10;

- Ой, ребята, на улице прошел такой сильный дождь! Всю дорогу залило. Пришлось по кочкам прыгать, чтобы ноги не замочить. А я вам хотела что-то показать (загадочно). Пойдете со мной? Только надо по кочкам скакать, чтобы не замочить ног. Начинать надо с кочки под № 1, потом под № 2 и т.д. Ну что пошли? Друг за другом. В конце дороги подходят к экрану.

8. Развитие кругозора, речи и мышления.

Осень:

- Знаете, ребята, а ведь я обнаружила кое-что интересное. Давайте, поставим рядом первые буквы осенних месяцев.

Первый месяц – «Сентябрь» - ставим букву «С»

Второй месяц – «Октябрь» - ставим букву «О»

Третий месяц - «Ноябрь» - ставим букву «Н»

Давайте прочтем, что у нас получилось:

С О Н

- Это слово будет нашим «осенним» словом. Я думаю, что это не случайно. А вы как считаете? (вся природа готовится ко сну, к отдыху)

- Да, перед долгим зимним сном деревья раздеваются, снимают свой красивый разноцветный наряд.

-Только рябинка загрустила. Налетел сильный ветер и сорвал с неё осенний наряд. Даже ягод не оставил. А ей так хочется постоять нарядной хотя бы до первого снега. Как вы думаете, можем мы ей в этом помочь? Как мы это сделаем? (Нарисуем ей наряд) 

Посмотрите, как изображают её другие люди (на экране высвечиваются изображения ветки рябины в разных техниках: фото, рисование пластилином и др.).

9. Вовлечение детей в опытно-экспериментальную деятельность (изготовление красок, с использованием природных красителей).

- Конечно нарисуем. Только чем? Красок то у нас нет. (Предложения детей)

- А для этого нам и понадобятся наши овощи. (Дети перечисляют их)

Оказывается, краски находятся вокруг нас, стоит только присмотреться. Сама природа дарит их нам. Бери и пользуйся, как это делал древний человек. 

- Что такое Краска?

«Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета»

Изготовление красок (отжим сока из свеклы, моркови; подкраска клея раствором бриллиантовой зелени, йода).

10. Закрепить умения и навыки детей выполнять рисунок в технике «рисования на ткани». Воспитание эстетического отношения к природе, через изображение ветки рябины.

Пальчиковая гимнастика.

Рисование. Дети рисуют природными красками, создавая свой неповторимый рисунок путём изменения фона, дорисовки и т.д. В процессе рисования, с помощью наводящих вопросов воспитателя, ребёнок комментирует свою деятельность.

Дети наряжают рябину.

11. Создание игровой ситуации, направленной на развитие активности ориентировки в новых условиях, переключаемости с одного способа деятельности на другой, темпа, работоспособности.

Хоровод «Рябинушка»

Осень:

- Хотите поиграть?

Игра «Рябиновый веночек»

Заключение:

Осень:

- Ай да детки, молодцы! 

На прощанье буду рада 

Вам, друзья, вручить награду. 

За доброе к природе отношение,

У ОСЕНИ ДЛЯ ВАС ЕСТЬ УГОЩЕНЬЕ!

Осень угощает детей яблоками.

 

Литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1998. 224 с.
  2. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? Минск: БЭСТ, 2008. 257 с.
  3. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. М.: Белый город, 2002. 215 с.
  4. Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова. М.: Росмэн, 1997. 117 с.
  5. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей. М., 1995.