Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста на основе работы с детским "месяцесловом" в сочетании с ИКТ

Генералова Светлана Геннадиевна

Старший воспитатель, МБДОУ"Детский сад №5 "Пчелка", г. Скопин

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Генералова С.Г. Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста на основе работы с детским "месяцесловом" в сочетании с ИКТ // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 120372


 

К сожалению, сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться мало внимания. В дошкольных учреждениях недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и трудолюбия. 

Многие воспитатели не имеют возможности  познакомить детей  с трудом предков, профессиями взрослых, так как  недостаточно оснащены  предметно-пространственной среды (отсутствует современное техническое оборудование, мультимедийные методические пособия и материалы, которые могли бы помочь реализовать задачи трудового воспитания).

Труд детей в детском саду становится  эпизодическим, не реализуются в полной мере и поэтому у детей недостаточно сформированы трудовые умения и навыки, они с трудом подбирают объекты трудовой деятельности, а иногда и вовсе  не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и с взрослыми.

Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет  и у родителей, так как  слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (не разрабатываются современные творческие проекты, трудовые десанты, благотворительные акции).

В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка,  методике трудового воспитания.

Стоит обратить внимание на  слова А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей  системы всестороннего воспитания дошкольников, должно стать нравственно-трудовое воспитание, которое необходимо заложить уже в первые годы жизни ребенка».

А. С. Макаренко считал, что трудовое воспитание  является самой древней формой воспитания «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

В. А. Сухомлинский предполагал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.

«Месяцеслов» в сочетании с ИКТ служит средством формирования позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста.

Народный календарь на Руси назывался «месяцесловом». «Месяцеслов» охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или трудовые будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни. 

Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить, сохранять физическое и душевное здоровье. Год, поделённый на двенадцать частей, где каждому месяцу соответствовал особый знак и название.

Детский народный календарь состоит из 12 месяцев, в которых отражены трудовые будни и праздники наших предков, приметы, пословицы и поговорки о труде и природных явлениях. Наши предки все привязывали к труду, праздники и те связаны с трудом, та как они проходили после трудовых дней.

В процессе работы с  детьми происходит не только знакомство с традиционными событиями каждого месяца, но и  создание «месяцеслова» в бумажном варианте. Заполняется календарь фотографиями и рисунками с прошедших мероприятий, картинками природы, иллюстрациями из трудовых будней наших предков  и трудовой деятельности  детей в современном мире, которая сохранилась со времен наших предков.

Мультимедийные презентации, интерактивные игры, созданные на основе народного календаря,  служат помощниками в деле ознакомления детей с трудовыми буднями   русского народа. Они позволяют предоставить детям более глубокие знания о труде предков, профессиях взрослых,  проследить эволюцию отдельных орудий труда и трудовых действий, помогают запомнить названия и способы действия некоторых объектов трудовой деятельности.

При подготовке к беседам, занятиям, праздникам осуществлялся тщательный подбор иллюстрационного материала, способного передать внешний вид и способ использования предметов быта, орудий труда, праздничной и повседневной одежды наших предков, которую люди изготавливали самостоятельно долгими зимними вечерами. Чередование демонстрации наглядного материала и бесед помогают детям составить достоверное представление о предметах труда, которые в современном мире не используются или недоступны детям.

На основе красочных анимированных слайдов успешно осуществляется создание и решение проблемных ситуации, отгадывание загадок. Дети с удовольствием играют в интерактивные  игры.

Заинтересованность и активное участие родителейв фольклорных праздниках,  семейных акциях, проектах,  в организации трудового десанта, выставок работ прикладного творчества (шитьё, вышивка и т.д.), сделанных членами семьи или полученных по наследству.  Включение  родителей помогает усилить взаимосвязь поколений и  сформировать позитивные установки к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста.