Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Васильцова Елена Валериевна

Педагог-организатор, ММАДОУ №1 «Сказка», г.Мегион, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Васильцова Е.В. Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 118856


 

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. 

Экологическое образование и формирование экологической культуры воспитанников являются одним из приоритетных направлений образовательной политики и в Ханты – Мансийском автономном округе. При постановке основных задач экологического образования в нашем учреждении мы ориентируемся на тенденции усиления экологической составляющей в образовании, Концепцию и требования нового федерального государственного образовательного стандарта. Среди них – включение вопросов экологии, этнокультурных традиций по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды в содержание основной образовательной программы образовательного учреждения.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучению природы, экосистем региона, национальных и этнокультурных потребностей народов.

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Общение с живой природой предоставит малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического образования и воспитания.

Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание. 

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического образования и воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект.

Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моей работы по самообразованию. Педагогический опыт показал, что экологический проект – одна из наиболее успешных технологий, всесторонне развивающих личность ребенка.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. 

Во-первых, экологическое образование в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей дошкольного возраста.

Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности.

В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проекты развивают познавательный интерес к различным областям знаний, дают детям и взрослым возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.

Важно найти интересующую тему, создать условия, необходимую развивающую среду для достижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всесторонне развитие ребенка возможно только в особо организованной, обогащенной среде.

В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. О влиянии красоты природы написано и сказано немало. Призывы о необходимости экологического образования все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. В этой связи метод проектов актуален и очень эффективен.

В статье я представляю опыт работы по одному из разработанных мною и реализованных совместно с педагогами, детьми и родителямипрактико-ориентированных, творческих проектов – «Юные краеведы». 

Данный проект направлен на создание условий для осуществления экологического образования с учетом региональных особенностей, организацию педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей, родителей в процессе поэтапной практической деятельности.

Идея данного проекта заключается в организации на территории ДОУ комплекса, включающего эколого-этнографическую тропу с разработанным циклом экскурсий, мини-музей «Наш край – Югра», экологическую инсталляцию «Живописные уголки нашего края». 

Реализация данного проекта способствует формированию комплексных экологических и краеведческих знаний о природе и этнокультурных традициях родного края.Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

Знакомство детей с природой нашего края, полезными ископаемыми, национальными традициями коренного населения, способствует расширению кругозора детей. 

Знакомя детей с новыми понятиями, названиями, педагог формирует активный словарь детей, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, способствует гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение детей и родителей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам своего края.

Этот проект хорошо восполняет пробел воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период в дошкольных программах.

Все мероприятия по данному проекту взаимосвязаны, побуждают к включению в разные виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной для того, чтобы и педагог, и ребенок, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Цель проекта: создание условий на территории ДОУ для осуществления экологического образования с учетом региональных особенностей, приобщения к культурному наследию коренного населения Югры всех участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • способствовать усвоению детьми комплекса краеведческих знаний о природе родного края в процессе поисковой, экспериментальной, творческой деятельности;
  • развивать любознательность, интерес к своему краю на основе ознакомления детей с традициями и бытом коренного народа Севера;
  • воспитывать ценностное, гуманное отношения ко всему живому, чувство милосердия, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой; 
  • содействовать сотрудничеству детей и взрослых;
  • повышать уровень экологической культуры и краеведческих знаний педагогов и родителей;
  • способствовать приобретению элементарного опыта природоохранной деятельности.

Краткое содержание проекта:

В рамках биологической экологии:

  • Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности, составление паспорта эколого-этнографической тропы.
  • Разработка, подготовка и проведение экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия по изучение растительного и животного мира ХМАО, экскурсии на природу).

В рамках социальной экологии:

  • Анализ поведения человека в природе.
  • Изучение влияния деятельности человека на флору и фауну экосистемы.
  • Ознакомления детей с культурой и бытом коренных народов ханты и манси и их традицией бережного отношения к природе.

В рамках прикладной экологии:

  • Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
  • Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию экологического равновесия на экологической тропе и участках групп).
  • Организация и проведение мероприятий, направленных на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды ДОУ:

  • Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим, наглядным материалом.
  • Организация экологической инсталляции.

Этапы и механизмы реализации проекта

Iэтап – подготовительный. Подготовка программно-методической базы для реализации проекта:

  • Подборка детской и методической литературы, дидактических пособий, наглядного и познавательного материала.
  • Создание плана совместных действий педагогов, узких специалистов, администрации.
  • Беседы с родителями, воспитателями.
  • Семинар-практикум для воспитателей.

IIэтап - постановказадач и разработка плана действий.

  • Создание творческой инициативной группы.
  • Создание проекта, определение перспектив развития, вариантов участия детей и родителей в создании тропы.
  • Оформление наглядной информации для родителей по теме проекта.
  • Конкурс на лучшее оформление тропы (макеты, эскизы, рисунки).
  • Разработка модели тропы, эскизов оборудования и экспонатов.
  • Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы.
  • Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление карты-схемы.
  • Разработка содержания цикла эколого-этнографических экскурсий по тропе.
  • Привлечение родителей к сбору информации о культуре и быте коренных народов, о произведениях фольклора и художественной литературы.

III этап – практическийэтап (реализация проекта).

  • Разработка макета и составление паспорта всех точек тропы.
  • Консультации для родителей, оформление по данным материалам стенда «Наш край» в группах.
  • Экскурсия в этнографический музей «Знакомство с народными промыслами» (предметы быта и искусства).
  • Изготовление и приобретение предметов традиционно-бытовой культуры хантов.
  • Краткосрочный детско-родительский проект «Сказки народов Севера».
  • Благоустройство эколого-этнографической тропы.
  • Непосредственно образовательная деятельность – эколого-этнографические экскурсии по тропе.

IVэтап – заключительный.

  • Создание мини-музея «Наш край - Югра».
  • Создание сборника сказок: «Сказки народов Севера».
  • Оформление экологической инсталляции: «Живописные уголки нашего края».
  • Экологические праздники

Продукт проекта:

  • повышение уровня экологической культуры и краеведческих знаний педагогов, воспитанников и родителей;
  • осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального, прикладного);
  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе практической деятельности как самостоятельной, так и совместной с педагогом и родителями;
  • совершенствование экологической среды ДОУ;
  • пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • оптимизация использования технических средств обучения;
  • создание эколого-этнографической тропы;
  • организация цикла тематических экскурсий по экологической тропе;
  • создание мини-музея «Наш край - Югра»;
  • создание сборника детских сказок: «Сказки народов Севера»;
  • пополнение материалом уголка предметно-развивающей среды «Наш край» в группах;
  • оформление экологической инсталляции: «Живописные уголки нашего края».

Организованная на территории нашего детского сада развивающая среда – это прекрасный материал для исследования, который дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей.

 

Литература:

  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Программа «Семицветик». М., 1997. 
  2. Вересов Н.Н. Программа «Мы-земляне» // Дошкольное воспитание. 1994. №12, 1995. №1.
  3. Гончарова Е.В. Озеленение и экологический дизайн участка детского образовательного учреждения: Метод. рекомендации для педагогических работников / под общ. ред. Г.Н. Гребенюк. Тюмень: ИПОС СО РАН, 2000. 43с.
  4. Градобоева Т.А. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. 1998 №7.
  5. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы». СПб., 1996. 
  6. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989. 
  7. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. СПб., 1998. 
  8. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1998. 
  9. Михайлов Н.И. Природа Сибири. М., 1976.
  10. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М., 1993. 
  11. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М., 1993.
  12. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1996.
  13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1998.
  14. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. М., 1999.
  15. Николаева С.Н Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. №7.
  16. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. 2004. №4.
  17. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 1998.
  18. Экологическое образование в Ханты-Мансийском Автономном округе – Югре // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». 2012. №1.