Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом

Булатникова Светлана Васильевна

Учитель, МОУ школа-интернат № 8, Копейск Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Булатникова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 117082


 

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и психофизиологическими возможностями.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психическом и социально-личностном развитии, нуждающихся в специальной психолого – медико – педагогической помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере (дети с расстройством аутистического спектра). Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом и культурой как источником его развития. Поэтому методической основой коррекционной работы с данной категорией детей является личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.

Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Если придерживаться классификации РДА, предложенной в 1985г С.С. Никольской, детей с РДА можно разделить на 4 группы:

  1. Дети с полной отрешённостью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания.
  2. Дети, с активным отвержением окружающего мира, с преобладанием многочисленных стереотипий.
  3. Дети, с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений.
  4. Дети, с чрезвычайной ранимостью, тормозимостью в контактах, робостью, поиском защиты у близких людей, стремлением к выработке социально положительных стереотипах поведения.

Образовательные компетенции ребенка с расстройствами аутистического спектра зависят от того, какова структура и содержание программы, по которой они обучаются. Поэтому организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной программы развития предусматривают следующее:

  1. наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с РДА индивидуальной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого –медико - педагогический консилиум;
  2. согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Построение индивидуальной программы начинается и сопровождается комплексной диагностикой. Организация воспитания и обучения базируется на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра. 

Структура индивидуальной программы развития ребенка с РДА представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить коррекционную работу с ребенком с РДА по различным направлениям.

Центральным расстройством детей с РДА является нарушение эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Поэтому, стержневая цельпсихолого – медико – педагогической помощи при разработке индивидуальной программы развития детям с РДА – преодоление сенсорногои эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессиии усвоение ребёнком необходимых для социальной адаптации навыков.

Основные задачи:

- развитие игровой активности;

- коррекция страхов, 

- коррекция стереотипного поведения;

- преодоление негативизма при общении и обучение простым навыкам контакта;

- помощь семье в организации для ребёнка индивидуального режима, в освоении навыков социального взаимодействия с ребёнком.

Организация психолого – медико - педагогическогосопровождения имеет свои особенности:

1) специальная помощь, направленная на освоение ребенком с РДА режима дня в дошкольном отделении;

2) преобладание индивидуальной формы занятий, а в случаях положительной динамики развития – постепенное подключение ребёнка к парным, подгрупповым, фронтальным (музыкальным, физкультурным) занятиям;

3) зависимость дозирования количества занятий и их длительности от психоэмоционального состояния ребёнка;

4) включение родителей в коррекционные занятия для их обучения навыкам социального взаимодействия с ребёнком;

Коррекционное сопровождение ребёнка данной категории осуществляется поэтапно:

Первый этап:знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами центра диагностики и консультирования, а также с медицинской картой. Анкетирование родителей. Получив общие сведения, специалисты знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.

Второй этап- разработка индивидуальной образовательной программы– определяющей специфику формирования компетенций и определяется индивидуальными способностями, степенью выраженности аутистических расстройств и ряда других проявлений.

Третий этап- сама коррекционная работа.

Четвертый этап- мониторинг развития ребенка в течение года, по – необходимости, внесение изменений в индивидуальную программу ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

Подход к обучению аутичного ребенка основывается на принципе стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и преобладающих интересов. С этой целью используются различные приемы аутотренинга и регуляции поведения, индивидуальной, а в случае положительной динамики подгрупповой игротерапии. 

В индивидуальной программе развития прописывается последовательность формирования умений и навыков у ребенка с расстройством аутистического спектра в зависимости от его психоэмоциональных и познавательных возможностей:

  • Сначала взрослый делает все сам, сопровождая свои действия эмоциональным комментарием (ребенок может просто находиться в комнате и никак не реагировать на происходящее).
  • Постепенно процент участия ребенка в игровой деятельности увеличивается: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.
  • Далее ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия.
  • Подключение ребенка к играм других детей. При этом создается максимально комфортная ситуация организованного взаимодействия для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

Важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения. Поэтому в индивидуальной программе развития ребенка с расстройствами аутистического спектра выделяется раздел по формированию стереотипного поведения в определенных ситуациях, выполнения ребенком четкого распорядка дня.

На долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизнипоэтому работа психолого – медико - педагогическое сопровождение ребенка с РДА строится в тесной взаимосвязи с родителями ребенка. С целью обучения родителей эффективным методам и приёмам коррекционной работы с ребёнком в домашних условиях занятия проводятся в присутствии родителей, с этой же целью используются видеозаписи индивидуальных занятий для совместного обсуждения методов работы.

Мир ребёнка с РДА не такой, как наш. В нём звуки иногда намного громче и неприятнее, чем слышим мы, цвета ярче или их вообще нет, формы предметов неопределённые и размытые и служат совершенно не по назначению. Для них, порой, нет своих и чужих. В связи с этим универсальных психокоррекционных технологий для детей с расстройствами аутистического спектра нет и быть не может. Эффективность коррекционного сопровождения во многом зависит от степени тяжести аффективного, интеллектуального и речевого дефекта у ребенка, времени начала коррекционных воздействий, установки ребенка и родителей на психолого - педагогическую и медицинскую помощь. Но если коррекционную работу с аутичные ребенком проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, педагогом - психологом, учителем - дефектологом, учителем - логопедом, музыкальным работником, воспитателем и родителями по индивидуальной программе развития, в которой все действуют в одном ключе – схеме действий (повторение одних и тех, же шагов) - это позволит ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и поможет ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации.

Мы всегда верим в способности своих воспитанников, стараемся стабилизировать эмоциональный фон каждого ребёнка, сформировать навыки и умения необходимые для успешной социализации в обществе других людей.

 

Литература:

  1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 1997.
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление: Альманах. М., 1993. С. 154-165. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0010/4-0010-1.shtml
  3. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учебное пособие / Е.С. Иванов, Л.И. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. СПб.: Дидактика плюс, 2004.
  4. Детский аутизм. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед., психологических и медицинских учеб. заведений / Л.М. Шипицина. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
  5. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. М., 1989.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.
  7. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм // Дефектология. 1998. № 2. С. 89-92.