Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Сапожникова Наталья Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ ДС №45, г. Челябинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сапожникова Н.С. Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 116283


 

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев). Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема воспитания нравственных качеств рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.С. Выготский, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, Л. Колберг, В.А. Кольцова, С.А. Козлова, Е.Б. Моргунов, Ю.Н. Олейник, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

В настоящее время одной из задач педагогов и специалистов дошкольного образования становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств личности. Одним из таких средств, является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.

Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать: мультфильм является одним из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения», поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.

Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Н.В. Олейник и др. По утверждению исследователей мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста [4, с. 32].

Далее рассмотрим определения понятия «нравственные качества».

Ориентируясь на точку зрения О.Г. Дробницкого, необходимо заметить, что нравственные качества личности – это, прежде всего, такие черты (свойства) ее сознания и поведения, которые имеют коллективистскую и гуманистическую направленность и основаны на добровольном выборе, на следовании общественному мнению данного класса, социальной группы [2, c. 176].

В то же время, Т.Б. Лихачев определяет нравственные качества как психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.

В свою очередь, Т.А. Куликова, С.А. Козлова справедливо утверждают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им [4, c. 69].

Таким образом, мы под понятием «нравственные качества» понимаем совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Необходимо заметить, что цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств.

В.А. Блюмкин [1] в своих исследованиях выделяет определенную типологию качеств личности. В рамках его трудов выделяют четыре типа нравственных качеств, которые обладают наиболее ярко выраженным нравственным содержанием:

1. Коллективистские качества. К ним относятся такие качества как: чувство солидарности и товарищества, коллективизм, развитое чувство ответственности, сознание и чувство долга.

2. Гуманистические качества. В данную группу входят такие качества как: благородство, гуманность, доверие к людям, доброжелательность, тактичность, чуткость, чувство собственного достоинства, скромность, гордость, простота.

3. Комплексные качества. Эта группа качеств характеризуется осуществлением личностью основных целей морального регулирования. В рамках них стоит выделить следующие качества: нравственная активность, включающая в себя готовность к подвигу во имя общего блага и способность к самоотверженности, справедливость, чувство соревнования благодарность, бескорыстие, независтливость.

4. Качества, которые связаны с особенностями морального регулирования поведения: чувство честность, чести, порядочность, прямота, искренность, принципиальность, правдивость, верность, моральная чистота, развитая и чуткая совесть.

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственных качеств личности, опираясь на развивающуюся самостоятельность и ведущую мотивацию дошкольников. В этом возрасте формируется достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств.

Далее рассмотрим особенности использования мультфильмов в формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

О.В. Куниченко в качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста предположительно выделила следующие:

- требования к зрительному ряду (соответствие видеоряда возможностям детского восприятия: умеренная скорость предъявления видеоматериала; умеренная яркость красок, гармония цвета; умеренная «зрелищность» мультфильма).

- требования к звуковому ряду (понятная ребенку лексика, соответствующая его возрасту и словарному запасу; эмоционально окрашенная речь героев, усиливающая смысловую, чувственную нагрузку мультфильма).

- требования к сюжетной линии (четкость, простота, доступность сюжета; динамичное, экспрессивное развитие сюжета; наличие кульминационных моментов; отсутствие демонстрации опасных для жизни и сохранения здоровья форм поведения).

- требования к образу персонажей мультфильма (красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов; яркость проявления характерологических черт персонажей; убедительная демонстрация персонажем полезных привычек, необходимости выполнения правил и норм поведения; благородство, отвага, успешность и харизматичность положительных героев, как возможность пробуждения желания дошкольника подражать им).

- требования к нравственной проблематике фильма (развитие сюжета, ставящее ребенка перед нравственными проблемами, ситуациями выбора и принятия решения; утверждение абсолютной ценности любого существа, идеи дружбы, единения, взаимопомощи, добра и справедливости; формулировка в явной или скрытой форме нравственных выводов («морали» мультфильма); наглядное раскрытие содержания нравственных норм и правил; связь ситуаций, фрагментов мультфильма с жизненной ситуацией ребенка, его отношениями со сверстниками и взрослыми) [6, с. 26].

Таким образом, мультипликационный фильм, соответствующий перечисленным выше требованиям может выступать в качестве средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста и использоваться в воспитательном процессе ДОО.

Также для того, чтобы нравственное воспитание проходило эффективнее О.В. Куниченко, изучая особенности влияния мультфильмов на нравственное воспитание дошкольников, выделила шесть ситуаций, которые оптимально помогают ребёнку понять и воспринять нравственные ценности, заложенные в мультфильме. Ситуации контакта ребёнка с мультфильмом представляют собой целостный процесс личностного развития дошкольника, который осуществляется при активной поддержке взрослого.

- ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия. В основе ситуации – просмотр мультфильма с последующим его обсуждением, позволяющим дополнить, обогатить и обобщить полученную ребёнком информацию.

- ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Педагог привлекает внимание дошкольников к разбору и анализу фрагментов, несущих в себе нравственный смысл, с помощью обсуждения, метода инсценировки, интерактивных приёмов оценивания ребёнком эпизода, героя, поступка.

- ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. Для реализации поставленной цели используется обращение к личным ощущениям и чувствам ребёнка: «Представь, что ты оказался обиженным…», а также обсуждение эмоционального отношения ребёнка к увиденному: «Что ты почувствовал, когда …?» (приводится эпизод из мультфильма).

- ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения. Для этого предлагаются проблемные ситуации по мультфильмам, морально-этической направленности с опорой на сюжет мультфильма, а также сравнение поступков персонажей с собственным поведением. На примере мультипликационного фильма ребёнок получает представления о преимуществах выполнения нравственных и социальных норм, акцентирует своё внимание на последствиях жадности, зависти, недружелюбности и равнодушия [7, с. 36].

Педагогическое сопровождение просмотра позволяет ребёнку получить опыт сопереживания, создаёт предпосылки для формирования зачатков художественного вкуса и способности к самоидентификации и рефлексии собственного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное и системное использование мультфильмов способствует нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, при условии правильного их отбора для использования и соответствие целям и задачам нравственного воспитания.

 

Литература:

  1. Авдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе // Воспитатель ДОУ. 2015. № 2.  C. 12-22.
  2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2009. 56 с.
  3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2000. 95 с.
  4. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. – № 7. С. 201.
  5. Куцакова Л.В. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Академия, 2009. 156 с.
  6. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 8. С. 82–87.
  7. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. СПб., 2003. 413 с.