Технологическая карта урока химии по теме "Взаимодействие воды с оксидами металлов" (8 класс)

Мыльникова Елена Николаевна

Учитель, МБОУ СОШ № 6, г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мыльникова Е.Н.  Технологическая карта урока химии по теме "Взаимодействие воды с оксидами металлов" (8 класс) // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 116227


Технологическая карта урока

Учебный предмет: химия 

Класс: 8

Тема урока. Взаимодействие воды с оксидами металлов.

Цель: ознакомить учащихся с реакцией взаимодействия воды с оксидами металлов, продолжить формирование навыков составления уравнений химических реакций, умение сопоставлять химические уравнения с химическими реакциями.

Задача: сформировать первоначальные представления об основаниях как классе неорганических соединений. Познакомить с возможностями использования индикаторов для определения реакции среды.

Основное содержание. 

Взаимодействие воды с оксидами металлов: оксидом натрия, оксидом бария, оксидом кальция. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальные представления об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металла с помощью таблицы растворимости. 

Планируемые результаты изучения. 

Предметные: уметь составлять уравнения изученных химических реакция с участием воды, прогнозировать возможность взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости, выдвигать гипотезы о возможности взаимодействия оксидов металлов  с водой на основе данных таблицы растворимости, наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять превращение веществ в ходе выполнения лабораторного опыта №10.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов.

Личностные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Химический эксперимент: Демонстрация. «Отношение воды к оксидам бария и железа. Испытание растворов метилоранжем, лакмусом и фенолфталеином». Лабораторный опыт №10. 

Базовые понятия и термины: оксид, основание, щелочь, индикатор.

Тип урока: комбинированный.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет отсутствующих. 

 

 

Личностный настрой на урок

 

Актуализация знаний

Организует работу по самостоятельному выполнению теста с последующей взаимопроверкой

(тест прилагается).

Используют знаково-символические средства.

Формируют свое собственное мнение и позицию.

Выполняют учебные действия в материализованной форме.

Введение учащихся в ситуацию требующую выполнения осваиваемого действия

 

1.Учитель организует фронтальную беседу, работу по самостоятельному формированию учащимися темы урока:

1.1.Химические свойства какого вещества мы начали изучать на прошлом уроке?

1.2.Взаимодействие воды с веществами какого класса мы рассмотрели на прошлом уроке?

1.3.Что при этом необходимо учитывать?

1.4.Проявиться ли эта закономерность при взаимодействии воды с оксидами металлов?

2.Учитель ставит цель урока.

Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Структурируют знания.

Осуществляют актуализацию знаний о взаимодействии воды с металлами.

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Слушают собеседника.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников.

Принимают и понимают учебную задачу и цель.

Учатся  слушать в соответствии с целевой установкой.

Построение образа планируемого результата

1.Учитель сообщает, что оксиды элементов первой группы главной подгруппы будут взаимодействовать с водой на примере оксида калия и оксида лития. 

2.Рассматривает правило составления уравнений реакций взаимодействия оксидов с водой.

3.Вводит понятие основания. 

4.Рассматривает правило составления формул оснований. 5.Закрепление проводит с  использованием материалов ЭП.

Для элементов первой группы главной подгруппы записывают формулы металлов и составляют формулы соответствующих для них оксидов.

Учащиеся докладывают о полученных результатах.

 

Выполняют учебные действия в материализованной форме.

Построение способа действия достижения результата

1.Учитель предлагает учащимся посмотреть видео ЭП, взаимодействие оксидов магния и кальция с водой. 

2.Вводит понятие «щелочь».

3.Рассматривает классификацию оснований и условия взаимодействия оксидов с водой. 

4.Проводит закрепление материала с помощью заданий из ЭП.

5.Учитель рассказывает о правилах работы со щелочами.

6.Вводит понятие индикатор, используя материалы ЭП.

 

1.Работая в парах, учащиеся на примере элементов второй группы (кальция, бария, стронция) составляют формулы их оксидов и составляют уравнения взаимодействия оксидов с водой.

2. После просмотра видео, учащиеся указывают, что еще не отметили при теоретическом рассмотрении материала.

3.Анализируют объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, структурируют знания, определяют основную и второстепенную инфомацию.

Учащиеся докладывают о полученных результатах.

Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников.

Строят монологические высказывания.

 

 

Планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий. Выполняют учебные действия в материализованной форме.

Выполнение осваиваемого действия

 

1.Определяют цель лабораторного опыта № 10 (тетрадь-практикум, стр.38-39).

2.Выясняют какое оборудование необходимо для выполнения работы.

3. Составляют план работы.

4. Определяют форму оформления результатов.

5.Дополняет ответы учащихся

6. Проводит инструктаж по технике безопасности.

7. Корректирует работу учащихся.

Анализируют объекты с целью выделения существенных признаков.

Выполняют химический эксперимент.

Учащиеся пишут вывод по проделанной работе.

 

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. 

Работают в группах, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Осознанно выполняют задание, анализируют.

Выполняют учебные действия в материализованной форме. 

Адекватно  и самостоятельно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы.

Рефлексия результатов освоения деятельности

1.Организует работу учащихся в тетради – тренажере.

2.Вместе с учащимися устанавливает то, насколько результат действия  соответствует или не соответствует предъявляемым к нему требованиям.

Учащиеся работают с тетрадью-тренажером, анализируют свою работу.

Осуществляют поиск причин недостатков или обосновывают причины успеха.

Работают в группах, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Выполняют учебные действия в материализованной форме. 

 

Корректирование способа действия, повторное выполнение, оценка результатов, рефлексия

Корректирует работу учащихся

При выявлении недостатков, отвечают на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы улучшить способ действия и получить нужный результат?»

Слушают собеседника.

Формулируют собственное мнение и позицию.

 

Адекватно  и самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, коррекцию, оценку действий

Домашнее задание

1.Объясняет сущность домашнего задания: учебник стр. 50-51 §20, тетрадь тренажер стр. 28-30 №20, стр. 25-27 №33, стр. 36 №3. Ученикам, интересующимся химией, предлагается выполнить домашний эксперимент (стр. 51 учебника)

2.Ставит проблему следующего урока: при взаимодействии оксидом металлов с водой образуются основания. А что образуется при взаимодействии оксидов неметаллов с водой? Об этом на следующем уроке.

Понимают смысл информации. Осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Понимают и воспринимают на слух замечания учителя.

Различают способ и результат действия.

 

Тест

Вариант 1

1. Верно ли утверждение:

А) Магний вступает в реакцию с водой при нагревании;

Б) Химическая реакция воды с калием протекает с выделением водорода и большим количеством тепла.

1 – верно только А

2 - верно только Б

3 – верны оба ответа

4 – неверны оба ответа

2. Признаком химической реакции с натрием является:

А) Образование газа и выделение тепла

Б) Изменение окраски раствора

В) Выпадение осадка

Г) Растворение осадка

3. Если металлу соответствует нерастворимое основание, в результате реакции металла с водой образуется:

А) Оксид металла и выделяется водород

Б) Основание и выделяется водород

В) Оксид металла и выделяется кислород

Г) Основание  и выделяется кислород

4. К неактивным металлам относят:

А) Sn

Б) Ca

В) Pt

Г) Mg

5. С образованием основания и  водорода во взаимодействии с водой вступают K, Sn, Zn, Pb. 

 

Вариант 2

1. Верны ли утверждения

А) Вода вступает в реакцию только с очень активными металлами

Б) Малоактивные металлы не взаимодействую  с водой при обычных условиях

1 – верно только А

2 - верно только Б

3 – верны оба ответа

4 – неверны оба ответа

2. Признаком химической реакции с калием не является: 

А) Образование газа

Б) Выделение тепла

В) Растворение осадка

Г) Выделение света

3. Если металлу соответствует растворимое основание, в результате реакции металла с водой образуется:

А) Оксид металла и выделяется водород

Б) Основание и выделяется водород

В) Оксид металла и выделяется кислород

Г) Основание и выделяется кислород

4. При постоянном нагревании с образованием оксида металла и выделением водорода с водой реагируют:

А) Sn

Б) Na

В) K

Г) Ba

5. Установите соответствие между металлами и степенью их активности:

А) очень активные

Б) активные

В) малоактивны

Г) неактивные

К,  Fe,  Ba,   Pb,  Hg,   Zn,   Cu,   Au,   Mg