Консультация для родителей "Играйте с детьми дома"

Гареева Альбина Сагитовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад "Северное сияние", ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гареева А.С. Консультация для родителей "Играйте с детьми дома" // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 115752


В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но не всегда представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.

В отличии от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения, отдыха, для ребенка она представляет собой средство познания окружающего мира, сначала самого близкого, связанного с семьей, с детским садом. Ребенок знакомится со свойствами и качествами окружающих его предметов, сравнивает их между собой. В раннем возрасте малыша интересует все: вещи, явления, люди и их отношения.

Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, комбинировать, строить, придумывать новое, перестраивать. В игре идет отображение ребенком стиля и способа жизни родителей, других взрослых в семье, в детском саду, их речи, поведения. Семья и ее окружение – первая нравственная школа для ребенка. И «установки» этой школы становятся содержанием первых игр детей (маленький мальчик ласково разговаривает со своим мишкой, спокойно кормит его; другой кричит на него, шлепает). С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. Так, например, с поступлением в детский сад малыш начинает дома играть в «детский сад»: с куклами, животными проводит музыкальные и физкультурные занятия.

В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с ней мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти действия она повторяет неоднократно. Мальчик возит купленную машину взад- вперед по полу, перевозит игрушки, гудит.

Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому, особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребенка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекаемостью игрушки, но и педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку дороже красивой электрофицированной игрушки, так как в играх ее можно использовать по-разному: устроить в ней комнату для куклы, сделать из нее машину и т.д.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных), предметы домашнего обихода (посуда, мебель и прочие), моторные, двигательные, строительные, дидактические- обучающие (матрешки, башенки, пирамидки и другие). Чем разнообразнее виды игрушек у ребенка, тем разнообразнее его игры.

Это не значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит детской игры, наоборот приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны мальчикам и девочкам. Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует и т.п.). игры мальчиков только с машинками, игрушечным оружием обедняют игровой замысел, перевозбуждают еще не окрепшую нервную систему детей. Не имея опыта игры с образными игрушками, мальчики и в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят общей темы для игры. Это затрудняет их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей.

В семье, особенно если ребенок растет один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, обучает тому, что узнает сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с игрушкой. Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно образной. Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживают игровой интерес детей, показывают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Такие игрушки обычно, имеют свое имя, постоянное место в игровом хозяйстве (кукла Маша, мишутка, Чебурашка). Игры с образными игрушками способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости, к окружающим взрослым и детям.

Дома у каждого ребенка должен быть уголок, где бы он мог спокойно играть. Совсем не обязательно, чтобы там было много игрушек. Напротив, чрезмерное их количество рассеивает внимание ребенка, снижает интерес. Родители должны не только покупать игрушки, но и обязательно играть вместе с ними. Ребенку нужно показать, как можно играть с той или иной игрушкой.

Сколько радости доставляет ребенку даже старая игрушка в руках взрослых. Кукла «заговорила» с малышом, мяч ловко прыгает в такт считалочки, матрешки, вставшие в хоровод, «поют» любимую песню. Игрушка обретает новый смысл. Возникает желание играть с ней, ребенок не ломает ее, убирает на место после игры. Не следует, конечно, постоянно вмешиваться в игры детей, но направлять их- обязанности родителей.

В доме новая настольная игра. Объясните ребенку ее правила и поиграйте вместе с ним. Тогда игра станет интересной и ему снова и снова захочется играть в нее. Случается, что отдельные игрушки надоедают ребенку. Следует эти игрушки убирать на время. Через определенное время вновь давать их малышу

У ребенка надо развивать привычку самоорганизации. Проще всего это делать через игру. Если ребенок умеет один, без взрослых, выбрать игру, то у него создается привычка всегда быть занятым. Праздность приводит к лени, шалости, озорству. Как же научить ребенка играть одному? Игрушки подбирать с учетом возраста, знаний и интересов детей. Игровые интересы не только нужно поддерживать, но и расширять.

Сами по себе игрушки не создают игровой ситуации. Она определяется настроением, интересами ребенка. Игрушки, которые имеются у ребенка, должны использоваться по назначению. Ребенок сначала наблюдает за действиями родителей, а потом играет самостоятельно. 

Полезно поощрять ребенка за самостоятельность в игре. Малыш сам сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что- то из конструктора –сохраните это до тех пор, пока соберутся все домашние. Внимание и похвала вызовут желание и в дальнейшем действовать в игре самостоятельно.

Занимаясь своими делами, родители должны время от времени посматривать, чем занят, во что играет их ребенок.

Внимательные взрослые всегда найдут интересное дело для ребенка. К примеру, мама стирает и предлагает дочери постирать платья для кукол.

Многие родители задают вопрос: «Почему в детском саду ребенок выполняет то, что систематически требует воспитатель, в то время как дома порой трудно бывает заставить его закончить начатую постройку, убрать за собой игрушки и т.п.» На это можно ответить так: в детском саду дети живут по режиму, ребенок привыкает выполнять то, что систематически делают все дети- весь коллектив. А дома родители не всегда его соблюдают. Отсюда несобранность ребенка. Он чувствует, что дома особого порицания ему не будет. В детском саду своей бездеятельность он мешает коллективу.

Малыш, придя из детского сада домой, не должен ощущать разницы в требованиях детского сада и взрослых в семье. Цель семьи и детского сада едины- воспитать здорового и гармонично развитого ребенка. 

Важно с самых ранних лет приучать детей к наведению порядка в игровом уголке (сначала, конечно, совместно со взрослыми, потом самостоятельно). Но маленькие дети, наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай вместе с тобой уложим всех спать, игрушки тоже устали».

Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького ребенка в семье, в детском саду.