О формировании двигательной активности детей дошкольного возраста

Сяилева Светлана Петровна 
Мартышкина Галина Ивановна
Щеканова Елена Александровна

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сяилева С.П., Мартышкина Г.И., Щеканова Е.А. О формировании двигательной активности детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 115389


Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие ребёнка. Здесь уместно вспомнить основные положения программы:

  • охрана и укрепление здоровья ребёнка, совершенствование его физического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности;
  • формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовки;
  • воспитание у детей личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение умениями и навыками самостоятельных занятий, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Двигательная деятельность должна вызывать у детей комфортное состояние. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране со стороны взрослых. Тем не менее с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему в детском саду и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, способствовать овладению основными культурно – гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря: мячей. Скакалок, обручей и т. д.

Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребёнок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Значительное влияние на двигательную активность дошкольников оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей. Например, два ребёнка ссорятся из – за обруча: оба пытаются раскатывать его, толкают друг друга. Воспитатель приносит второй обруч. Некоторое время дети раскатывают свои обручи, не обращая друг на друга внимания. Однако однообразие действий скоро надоедает, и тогда один из детей предлагает другому раскатывать обручи по дорожке, затем у кого докатится до кегли. Таким образом, в руководстве двигательной активностью можно выделить два этапа.

1 ЭТАП

  • Выясняем интересы ребёнка к играм, упражнениям и физкультурным пособиям.
  • Выясняем взаимоотношения со сверстниками.
  • Выявляем наличие двигательного опыта ребёнка.

Методы и приёмы, используемые на 1 этапе:

  • совместное выполнение упражнений с воспитателем или с другими детьми;
  • объяснение и показ более сложных элементов движений;
  • поощрение.

Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребёнку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. Основным направлением руководства двигательной активностью в процессе самостоятельной деятельности является обогащение её разнообразными движениями.

2 ЭТАП

- Интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность детей (малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям, а подвижных детей направляем на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности формированию внимания).

 

Методы и приёмы, используемые на 2 этапе:

  • показ разнообразных движений с физкультурными пособиями;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка – подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения движений, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики, попасть мешочком с песком в цель и т. д., а малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним, прыгнуть из обруча в обруч и т. д.
  • формирование внимания детей - подвижных детей нацеливать на игры и упражнения низкой интенсивности – игры с песком, дидактические игры, ходьба по узкой дорожке, выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий и т. д., а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий: лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.

Ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность детей на прогулке от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Сюда входят:

  • подвижные игры (сюжетные и бессюжетные с предметами);
  • спортивные упражнения и игры;
  • малоподвижные игры и хороводы;
  • элементы эстафет и соревнований по закреплению двигательных навыков;
  • развлекательные аттракционы, настольные игры.

И, конечно же, ежедневные физкультминутки (от 1 до 3 минут для коррекции осанки) в течение всего дня.

 

Комплексы упражнений, входящие в физкультурные минутки:

  • комплекс на расслабление (после умственной нагрузки и длительного статического положения);
  • комплекс для коррекции осанки с хождением на пятках с вытягиванием прямых рук и пальцев вверх;
  • дыхательная гимнастика.

Характер и продолжительность самостоятельной двигательной деятельности зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, поэтому все методы и приёмы индивидуально – дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.