Конспект по ФЭМП в подготовительной группе

Шайгарданова Регина Вячеславовна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад №1, г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шайгарданова Р.В. Конспект по ФЭМП в подготовительной группе // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 115203


Задачи квеста: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать игровую деятельность.

Задачи по ФЭМП:

Образовательные:

1. Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?

2. Познакомить с образованием числа 12.

3. Закрепить состав числа 7 из двух наименьших чисел.

Развивающие: развивать логическое мышление.

Воспитательные: понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Оборудование:интерактивная доска, мольбертписьмо от Незнайки, наборное полотно с 7 квадратиками двух цветов на каждого ребенка; тюльпаны  двух цветов, изготовленные  детьми из цветной бумаги способом оригами; слайдовая презентация для выполнения задания на закрепление количественного порядкового счета; лист ватмана, фломастер, карточки на каждого ребенка в виде пирожных, оформленных ягодами в определенной закономерности. 

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, давайте пройдём на коврик и встанем в круг, возьмемся за руки и настроимся на совместную деятельность:

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

Воспитатель: Ребята, нам Незнайка снова прислал письмо. Нас Незнайка снова просит о помощи. Прочитаем его письмо? Дети выражают согласие.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вы не раз мне уже помогали - и за это я вам очень благодарен. Но сегодня я вновьобращаюсь к вам за советом: «Научите меня, как подготовиться к празднику, так как меня пригласила на День рождения моя подружка?  (Незнайка)»

Воспитатель: у нашей Сабрины тоже скоро День рождения. Поэтому нам тоже полезно будет вспомнить, как же подготовиться к празднику - День рождения.

Воспитатель: Ну так что, будем помогать Незнайке? 

Дети выражают согласие.  

Воспитатель: Тогда расскажите мне, как же приготовиться к празднику- День рождения.

Дети высказываются, о том, как можно готовиться к празднику.

Воспитатель: Я очень рада, что вы очень много знаете о том, как можно организовать праздник и можете научить Незнайку подготовиться к нему. Но давайте об этом ему оформим ответ в виде схемы- подсказки. Согласны? 

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья перед доской. Воспитатель выставляет мольберт с листом ватмана, чтобы на нем изображать схематично будущие этапы работы.

Воспитатель: все согласны, что сначала надо узнать, о чем же мечтает именинник, чтобы выбрать для него тот подарок, который ему понравится? как можно это изобразить?  

Воспитатель отмечает на листе ватмана: 1. (рисует, например, коробочку с бантом и ставит знак вопроса).

Воспитатель: Но часто случается так, что у вас нет денег и подарок купить невозможно. Как решить проблему? Вы предложили сделать подарок своими руками. Как можно это изобразить? 

Воспитатель отмечает на листе ватмана: 2. (рисует, например, руку).

Воспитатель: и вы сказали о том, что необходимо прийти с угощением. Как можно это изобразить? 

Воспитатель отмечает на листе ватмана: 3. (рисует, например, пирожное).

Воспитатель: а теперь давайте проверим, правы ли мы? Предлагаю начать подготовку к Дню рождения Сабрины. Согласны? Что будем делать? С чего начнем

1. Дети обратившись к схеме, определяют, что необходимо узнать, о чем мечтает Сабрина?

Воспитатель: я узнала, о чем мечтает Сабрина. Она мечтает о 12 подарках. Давайте посмотрим, что уже приготовили для девочки ее родные.  

Воспитатель демонстрирует слайд, где в один ряд изображены 10 предметов. 

Воспитатель: Но, чтобы двигаться дальше, вы должны определить на каком по счету месте размещен каждый предмет и сколько здесь предметов.  

Воспитатель задает детям вопросы:

- Расческа на каком по счету месте? (Расческа на восьмом месте.)

- Шкатулка на каком по счету месте?  (Шкатулка на пятом месте.)

- Зеркало на каком по счету месте? (Зеркало на втором месте.)

- Торт на каком по счету месте? (Торт на первом месте.)

- Кукла на каком по счету месте? (Кукла на третьем месте.)

- Шарик на каком по счету месте? (Шарик на четвертом месте.)

- Бусы на каком по счету месте? (Бусы на шестом месте.)

- Тарелка на каком по счету месте? (Тарелка на седьмом месте. )

- Серьги на каком по счету месте? (Серьги на десятом месте.)

- Часы на каком по счету месте? (Часы на девятом месте.)

- Сколько всего подарков? (10)

 

 Воспитатель обращает внимание детей на то обстоятельство, что Сабрина мечтает о 12 подарках.  

2. Воспитатель задает детям вопросы:

Сколько же подарков нам надо подарить, чтобы их стало 12? (2)

Воспитатель: я предлагаю нам найти еще два подарка. Я могу подарить мыльные пузыри. Как вы считаете, ей понравится такой подарок? А что можете подарить вы?  Дети приходят к мнению, что они могут подарить цветы.

Воспитатель добавляет на слайде еще 2 подарка и выставляет их в ряд с другими предметами. (мыльные пузыри и букет цветов).

Сколько получилось предметов? 12

Как мы получили число 12? (к 10 добавили 2)

Как можно получить число 12? А сколько десятков и единиц в числе 12?  (один десяток и 2 единицы).

Воспитатель предлагает детям подойти  к столу с раздаточным материалом и составить из них число 12.

 Дети выполняют задание.  Воспитатель у 3-4 детей спрашивает о том, как они составили число 12. 

Воспитатель подводит итог: молодцы, вы умеете правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?Вы правильно определили место каждого предмета и знаете, как образуется число 12.

Физминутка.Воспитатель:предлагаю поиграть в веселую игру «Море волнуется», в которую можно играть на любом празднике. 

3. Воспитатель: Ребята, мы недавно изготовили способом оригами много тюльпанов, и теперь предлагаю собрать из них букеты для Сабрины. Согласны?

Воспитатель:надо составить букеты из тюльпанов так, чтобы цветов в букете было 7, так как Сабрине исполнится 7 лет.  Но собрать 7 цветов необходимо разными способами.

Воспитатель: Предлагаю пройти на свои места за столами и, используя наши дидактические пособия, определить, как мы можем составить число 7 разными способами из двух наименьших чисел. 

 Дети рассаживаются по своим местам. (У каждого ребенка на столе находится наборное полотно с 6-ю рядами синих квадратов. Если квадратики перевернуть, то они будут зеленого цвета). 

Педагог предлагает пересчитать квадратики в каждом ряду. 

Дети пересчитывают квадратики. 

Воспитатель задает вопрос: по сколько синих квадратов в каждом ряду? ( по 7)

 Педагог выполняет действия с предметами пособия на доске и побуждает детей участвовать в деятельности: 

- Мы возьмем один синий квадрат с левого края в первом ряду и перевернем его.  Как теперь как у нас выглядит этот ряд? Сколько и каких квадратов в этом ряду у нас получилось? (1 зеленый квадратик и 6 синих квадратиков). Сколько их всего в ряду? (7) Запишем выражение о том, как мы получили число 7. (1+ 6=7)
Педагог предлагает одному- двум детям прочитать выражение. 

- Сейчас перевернем 2 квадратика во втором ряду. Что получилось? (2 зеленых квадратика и 5 синих квадратиков). Запишем выражение (2+5=7). Педагог предлагает одному- двум детям прочитать выражение.

- Перевернем 3 квадратика. Что получилось? (3 зеленых квадратика и 4 синих квадратика). Запишем выражение (3+4=7). Педагог предлагает одному- двум детям прочитать выражение.

- Перевернем 4 квадратика. Что получилось? (4 зеленых квадратика и 3 синих квадратика). Запишем выражение. (4+3=7). Педагог предлагает одному- двум детям прочитать выражение.

- Перевернем 5 квадратиков. Что получилось? (5 зеленых квадратиков и 2 синих квадратика). Запишем выражение. (5+2=7). Педагог предлагает одному- двум детям прочитать выражение.

Перевернем 6 квадратиков. Что получилось? (6 зеленых квадратиков  и 1 синий квадратик). Запишем выражение. (6+1=7). Педагог предлагает одному- двум детям прочитать выражение.

Сколько вариантов получилось? (6)

 Каждый ребенок составляет на своем пособии число 7 разными способами и записывает выражения.

Воспитатель предлагает детям выбрать один вариант составления букета и найти себе товарища, который выбрал тот же вариант. Дети делятся на пары собирают букеты из тюльпанов  для Сабрины. 

Воспитатель подводит итог: какие у нас получились прекрасные букеты. Молодцы, вы теперь умеете составлять число 7 из двух наименьших чисел разными способами. 

4. Что еще мы должны еще сделать? посмотрим на нашу доску. Дети отвечают на вопрос. (прийти с угощением).

Воспитатель: предлагаю вам украсить эти пирожные ягодками. Воспитатель раздает детям карточки в виде пирожных. 

Воспитатель: Подумайте, какую ягодку нужно добавить на этом пирожном, чтобы соблюдать заданную закономерность? Найдите закономерность и нарисуйте соответствующие закономерности ягодки.

Воспитатель подводит итог: Ребята, вы молодцы, справились с заданием, потому что умеете находить закономерности. 

Воспитатель: Вы молодцы еще и потому, что я увидела, что все ваши праздники будут проходить весело и интересно, потому что вы умеете и выбирать подарки и готовить их своими руками и даже сумеете порадовать каждого гостя - украсить для него пирожное необыкновенным рисунком.

Можем отправлять сообщение Незнайке? (Да.)

Воспитатель фотографирует схему, детей с букетами, детей с оформленными карточками – пирожными, и отправляет сообщениями Незнайке по электронной почте на телефоне. 

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? Какое задание было для вас трудным? Вам трудно было договориться в паре? Что вам пригодится в жизни?