Как воспитать у ребенка чувство ответственности

Данильченко Елена Владимировна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 25, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Данильченко Е.В. Как воспитать у ребенка чувство ответственности // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 115149


С чего нужно начинать воспитание чувства ответственности? Приучать надо с самого детства, когда ребенок поймет, как он много значит для своих близких; когда он узнает, что каждый человек по-своему красив и неповторим. Когда ребенок вырастет, он не будет проявлять заботу о людях, если сам в детстве не испытал ее. Необходимо, чтобы малыш ощущал себя нужным человеком, равноценным со всеми остальными членами семьи, активно участвующим в ее жизни. Часто бывает, что родители проявляют нетерпение, когда сын или дочь долго заправляет постель или убирает игрушки, но не нужно торопиться, со временем все будет делаться быстрее. Доведя начатое до конца, ребенок чувствует удовлетворение, у него крепнет уверенность в собственных силах.

Поначалу малыш делает ошибки, но в процессе своей деятельности учится исправлять их. Неудачи – неотъемлемая часть детства, заложенная в самой природе взросления. 

Ответственность зарождается тогда, когда ребенок чувствует, что его уважают, и знает, что в нем нуждаются, а не когда вынуждают подчиняться. Если требовать от детей больше того, что они могут сделать, то они приходят к единственному выводу – взрослые сильнее. Если же занизить требования, родители лишат их возможности почувствовать, что и они могут внести свой вклад в общий труд.

Лучший способ установить равновесие между слишком малыми и слишком большими требованиями – это семейный совет. Когда ребенок достигает шести или семи лет, он уже достаточно вырос, чтобы получить право высказать свое мнение, достаточно сознателен, чтобы понять необходимость сотрудничества.

Детям необходимо, чтобы родители понимали, что они растут и с каждым новым годом жизни у них добавляются умения и навыки, которые позволяют им выполнять более сложную работу.

Важно стремиться достигнуть равновесия в отношениях с детьми, не нарушать его.

Чувство долга по отношению к окружающим людям у ребенка напрямую зависит от того, насколько другие ответственно ведут себя по отношению к нему. Если он чувствует себя одиноким и испуганным, не может удовлетворить требования взрослых, он не сможет беспокоиться о других или интересоваться, что с ними происходит.

Необходимо воспитывать у детей милосердие и внимание к другим людям.

Формирование личности, умеющей отвечать за свои поступки, выражается в том, приучен ли ребенок заботиться о себе и о других людях. Мы, и только мы, должны помочь ему понять ценность человеческой жизни и необходимость заботиться о других.

 

Литература:

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
  2. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М.: Педагогика, 1990. 272 с.