Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

Егорова Ксения Алексеевна

Студент, КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Егорова К.А. Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 113308


 

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.

Ключевые слова:проектная деятельность, учебные проекты, экологические знания.

Общество находится на распутье: глобальные экологические проблемы на Земле или грамотное сосуществование с окружающей средой. Из этого следует, что человечество должно решить главную задачу – воспитать экологически грамотного гражданина. 

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» сформулированы акты правовой базы для создания системы экологического образования. 

Необразованность населения в вопросах использования окружающей среды привела к потребительскому отношению к природе. Именно это незнание порождает экологические проблемы. Поэтому не случайно 2017 год был объявлен Годом Экологии. Важно привлекать внимание учащихся к экологическим проблемам и научить их жить в окружающей природной среде, не нанося ей вреда. 

Как же наиболее эффективно формировать экологические знания у младших школьников? 

Способы реализации этой проблемы могут быть самыми разнообразными. Одна из технологий, которая позволяет решать эту проблему – это организация проектно-исследовательской деятельности. 

Н.В. Матяш дает следующее определение понятия: «проектная деятельность – это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели и преемственности различных сторон процесса обучения» [4, с.112].

Анализ вариативных УМК по предмету «Окружающий мир» с точки зрения реализации проектной деятельности показал, что все современные программы предусматривают организацию проектной деятельности. Тематика проектов часто посвящена решению экологических вопросов. 

Среди них наиболее полно это представлено в УМК «Перспектива» и «Школа России».Примеры тем проектов: «Береги свой дом», «Красная книга или возьмем под защиту», «Разнообразие природы родного края», «Чистый город», «Встреча с туристами», «С книгой – в природу». 

Структура проектной деятельности состоит из следующих компонентов:

  • Выбор темы исследования. Формулирование вопроса, т.е. постановка проблемы, которую нужно решить.
  • Обоснования актуальности и ее разъяснение.
  • Формулировка гипотезы.
  • Постановка конкретных задач, которые нужно будет решить (изучить, описать, установить).
  • Выполнение проекта:
    • сбор данных, их обработка, анализ и обобщение;
    • планирование работы; 
    • оформление проекта (письменное).
  • Защита проекта (представление продукта, результата, дискуссия). 

Анализ данных анкетирования учителей начальных классов показал, что большая роль в организации проектной деятельности с младшими школьниками отводится педагогу. Он является консультантом, помощником, ведет диалог с родителями. 

Проектная деятельность также влияет на процесс учения школьников: повышается их мотивация, они ориентированы на самостоятельную деятельность. Поэтому меняется даже психологический климат на уроке, так как учитель из авторитарного источника информации становится соучастником творческого процесса. А это и есть подлинное сотрудничество.

Для формирования экологических знаний нами были разработаны проекты по следующим темам: «Письма животным», «Красная книга растений Козельского района», «Зеленый уголок в нашем классе», «Живая вода».Рассмотрим содержание некоторых из них.

Цель проекта «Зеленый уголок в нашем классе» - вовлечение учащихся в творческий и практический процесс по организации и оформлению зеленого уголка в классном помещении. 

Урок «Путешествие на родину комнатных растений» проводился в классе биологии, в котором много комнатных растений, которые служат натуральными наглядными пособиями. При изучении темы выяснилось, что растения являются источником кислорода, и по этой причине в данном кабинете легко дышать. У учащихся возникла мысль, почему бы не посадить комнатные растения в нашем классе, чтобы и у нас было красиво, свежо и уютно. Эта идея понравилась всем и оказалась основой для создания проекта «Зеленый уголок в моем классе».

При организации данного проекта были поставлены задачи и определили ресурсы, необходимые для его выполнения. Вначале учащимся было предложено разработать эскизы и составить список растений. Затем началась практическая часть выполнения проекта. Необходимо было найти посадочный материал, узнать, как необходимо его сажать, как затем ухаживать за посадками. После этого началось оформление уголка в соответствие с эскизом. Часть растений дети даже принесли из своих квартир.

Мы определили критерии для оценивания результата-продукта. Растения должны быть правильно высажены в хорошо подготовленную почву, также отбор растений должен проводиться с учетом не повторения или редкости их в других классах.

Вместе с учащимися спланировали этапы проекта:

  • Отобрать и составить список растений для нашего уголка. 
  • Найти данные о подобранных растениях.
  • Создать эскиз зеленого уголка.
  • Практическая посадка растений. 

Проектная деятельность реализовывалась по плану. Мы прошли вместе с ребятами по кабинетам, выяснили самые популярные растения, среди них: фиалки, азалия, примула, бегония декоративная, плющ обыкновенный и др. Далее учащиеся определяли с помощью атласа определителя А.А. Плешакова виды имеющихся у них дома растений, от которых они смогут взять части, из которых можно вырастить растение. 

С интересом учащиеся отнеслись к решению творческой задачи - разработать эскиз зеленого уголка. Учащиеся создали большое число вариантов дизайна зеленого уголка. Затем состоялось обсуждение вариантов и голосование, какой проект будем реализовывать. 

В этой деятельности с удовольствием приняли участие родители, которые помогли подготовить землю и горшки для посадки. Итог выполнения проекта - оформление зеленого уголка. 

Самым интересным для учащихся стал проект «Письма животным». Мы обратили внимание на то, что в книгах для детей о природе, местообитания животного называют «адресом». Это заинтересовало нас, и возникла идея о написании учащимися писем своим любимым животным. Замысел оказался продуктивным. 

В основе проекта лежит игровой прием - написание писем животным. Учащиеся определяют своего любимца среди животных и пишут ему письмо по определенному алгоритму. Но при этом они должны были оценить возможности природной среды, в которой они живут, и написать приглашение в гости, если условия подходят для животного, или написать вежливое письмо-отказ в связи отсутствия таких условий.

Далее ученики оформляли конверт, которые они делали на уроках технологии. На уроках изобразительного искусства вверху справа они рисовали марку с изображением животного – адресата. При рисовании портрета животного учащиеся должны были обращать внимание на особые его приметы. Затем они писали адрес. При этом они должны были знать, что у каждого животного есть своя «страна» (природная зона) и своя «квартира», то есть местообитание. Это помогает сформировать у учащихся первоначальные представления о местах обитания, об области распространения. 

При написании адреса животного возникает вопрос об имени и фамилии, кому предназначается письмо. Поэтому учащиеся узнают основы классификации животных: имя – это вид животного, фамилия – это род, семья – это семейство. 

После этого учащиеся должны были сочинять содержание письма. Сделать это оказалось непросто, так как надо было прочитать о биологических особенностях животного: чем он питается, где может жить, как он поведет себя в новых для него условиях. Об этом они должны были читать в дополнительных книгах о природе. К тому же была установка писать красиво и без ошибок. 

Но, несмотря на достаточно сложные задачи, которые ставились учащимся, они включались в эту работу с огромным энтузиазмом. Защита проекта – это выступления детей со своими письмами перед классом.

Этот проект был нелегким и для учителя, так как необходимо было писать ответы на эти письма. И чтобы сочинить ответ, необходимо было прочитать много дополнительной литературы. 

Чтобы усилить интерес учащихся к занятиям и внести в проект дополнительный игровой момент, был сделан специальный почтовый ящик, в который дети опускали письма.

Многие родители отметили большую заинтересованность своих детей к этому виду деятельности. У некоторых учеников повысился познавательный интерес к предмету. Они стали задавать много вопросов по тому, что они узнавали из дополнительных книг, некоторые учащиеся продолжали читать рекомендованные им книги. Многие продолжали сами писать новые письма. 

Данный проект развивает фантазию и мышление учащихся. Урок превращается в интересный, творческий и необычный процесс. Часто дети и взрослые мыслят стереотипно – все животные из литературных сказок плохие (заяц – трусишка, лиса - лукавая, волк – злой). Это явление не значит, что не надо читать детям сказки, но при формировании экологических знаний следует обращать внимание учащихся на необходимость существования в природе всех живых организмов вне зависимости от собственных симпатий или антипатий.

Проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися показало эффективность данного вида деятельности. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической знаний школьников является единство их экологического сознания и поведения, поэтому важно укрепить в сознании каждого ученика понимание того, что человек – часть природы и его долг и обязанность – заботиться о ней. Начните с себя!

 

Список литературы:

  1. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы // Начальная школа. 2011. №6. С. 15-17.
  2. Попова Е.В. Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании // Начальная школа. 2014. № 11. С. 50-52.
  3. Курапова И.И. Метод проектов в экологическом образовании // Начальная школа плюс до и после. 2013. №11. С.25-29.
  4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентанта-Граф, 2002. 112 с.
  5. Назарова Е.В, Искусова Н.А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся // Начальная школа. 2009. №4. С. 68-73.
  6. Пилюгина Н.А. Проектный метод — один из способов реализации компетентностно-ориентированного обучения // Начальная школа. 2014. №1. С. 44-46.