Элементы ручного труда и нетрадиционных техник рисования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Сабирова Айгуль Марселевна
Кулаева Айдария Талгатовна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад 211", г. Казань
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад 211", г. Казань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сабирова А.М., Кулаева А.Т. Элементы ручного труда и нетрадиционных техник рисования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 111952


 

Как только родился ребенок, становится первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Всё для него впервые и порой не совсем понятное, именно поэтому часто их называют маленькими «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Хотим поделиться опытом работы, по обучению детей формированию элементарных математических представлений. Само по себе математика кажется сложным, скучным и не каждому ребенку по душе. Именно по этой причине мы объединили его с нетрадиционной техникой рисования и ручным трудом. 

Ручной труд и нетрадиционные методы рисования развивают мелкую моторику. Но в последнее время всё чаще приходится слышать, что нет никакой пользы от нетрадиционной техники рисования. Давайте поразмышляем: нетрадиционные методы это штампики, примакивание, рисование пальчиками и ладошками. Штампики – казалось бы, что тут полезного, просто ставить штамп, оставлять след того или иного предмета. Да, развитием мелкой моторики это не назовешь. Но если эти самые штампики делать вместе с ребенком, создавать свои штаптики своими маленькими ручками. Разве это не будет развивать мелкую моторику рук. Это прекрасно развивает мелкую моторику рук и не только. Например, эти штаппики прекрасно можно использовать в развитии математических способностей, при решении математических задач. И никакие счетные палочки не нужны. Также можно расписать и другие методы нетрадиционной техники рисования. Всегда и во всем можно найти пользу, главное, чтоб было желание, и придерживаться определенной цели. 

Наша цель: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с помощью ручного труда и нетрадиционных техник рисования».

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому в своей работе мы используем наглядность, а именно ручной труд и нетрадиционные техники рисования. 

Ручной труд – это творческая работа с различным материалом, а использование при развитии математических способностей дает хорошую наглядность и при этом развивается мелкая моторика рук. Ручной труд стимулирует ребенка трудиться и овладевать особенностями мастерства, а в нашем случае достижением цели является решение задачи. Именно для решения задачи ребенок создает те или иные предметы, счетный материал, наглядность и решение задачи от скучной превращается в интересную творческую игру. Перед ребенком открываются широкие перспективы созидания. Нетрадиционная техника художественного творчества способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает воображение, художественное и пространственное мышление.

Каждая математическая задача разбирается по полочкам, если нужно посчитать количество яблок, создаются штампики именно яблок. Например задачка: «У курочки было 10 яичек из них 3 золотых, а сколько простых яиц было у курицы?». Решение:

  1. Создать штаппики овальной формы в виде яиц.
  2. Сделать 10 штампиков.
  3. Сделать 3 штампика желтого цвета под первой десяткой яиц, а под остальными штампики другого цвета.
  4. Посчитать яйца.

При необходимости поделить морковку зайчикам поровну, используется лепка из соленого теста либо пластилина. Например задача: «В вазе 3 яблока, морковь груша. Сколько фруктов в вазе». Решение:

  1. Лепим вазу, яблоки морковь и грушу (соответственного цвета. Если используется соленое тесто, разукрасить.
  2. Рассказать, где что растет и чем является. (Яблоко растет на дереве это фрукт и т.д.)
  3. Выявить что морковь – это овощ. 
  4. Посчитать отложенные фрукты.

Если из группы детей кто-то знает ответ заранее, так как хорошо считает в уме, предлагается проверить его либо объяснить другим ребятам. А для того, чтоб объяснить он использует именно ту систему, которой пользуется воспитатель. Вот так весело и непринужденно проходят математические занятия у нас в детском саду. Дети не только развивают математические способности, но и изучают новые техники ручного труда и рисования. Создают свои игры и находят решения задач. Интерес детей к формированию математических представлений вырос, дети на занятиях ждут новые и увлекательные задания. И решают их не менее увлекательными методами.

Нетрадиционная техника в ручном труде, сама по себе вещь увлекательная, попробовав раз уже не в силах оторваться, пока работа не оживет. К тому же это успокаивает, расслабляет, т.е. в наше время высоких технологий и быстрого темпа жизни, является своего рода «антистрессом».