Использование педагогических технологий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Гузь Лилия Владимировна
Колычева Елена Юрьевна
Морозова Наталия Николаевна

Учитель-логопед, Дошкольная образовательная организация, Самарская область, Сергиевский район
Воспитатель, Дошкольная образовательная организация, Самарская область, Сергиевский район
Воспитатель, Дошкольная образовательная организация, Самарская область, Сергиевский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гузь Л.В., Колычева Е.Ю., Морозова Н.Н. Использование педагогических технологий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 113095


 

Формирование связной монологической речи является одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. 

Часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности при изложении своих мыслей, нарушениесвязности повествования, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях, так же для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию [1, c.4].

 Чтобы развить у детей интерес и повысить мотивацию к образовательной деятельности, мы стали использовать в работе следующие педагогические технологии: рисунки-пиктограммы, синквейн, кейс-технологию, кластер. Эти технологии способствовали развитию у детейумения связно последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать литературные произведения, составлять повествовательные, описательные и творческие рассказы, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Использование рисунков-пиктограмм вызвал интерес у детей и улучшил основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, мелкую моторику. Дети составляли собственные рисуночные планы рассказов по сюжетной картине или для пересказа литературных произведений и опираясь на свой план, рассказывали или пересказывали. Применяя рисунки-пиктограммы, мы развиваем у детей умение видеть главное, систематизировать полученные знания [2, c. 5]. В ходе коррекционной работы, дети не только на занятии с учителем - логопедом составляли рисуночные планы рассказов, но и закрепляли эти навыки с воспитателями в группе. Дети составляли рисунки-пиктограммы по лексическим темам недели: «Откуда пришёл к нам стол?», «Однажды летом», к литературным произведениям: «Проказы Старухи Зимы», «Похождения жука-носорога».

 

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть,являясь зрительным планом, пиктограммы направляют процесс связного высказывания.

Дети, использующие условные обозначения, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы, имеют возможность применить полученные речевые навыки в свободной речи. Постепенно у детей с ОНР в ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного высказывания [3, c. 11].

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. 

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием. Детьми были составлены синквейны по лексическим темам: «Мебель», «Профессии», «Деревья», «Зимующие птицы» и др. 

 

Применение данной технологии позволяет развивать у детей: 

– мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать); 

– речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря); 

– проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания). 

Чтобы повысить речевую и познавательную мотивацию детей мы стали использовать кейс-технологии: фото-кейс и кейс-иллюстрации.

Кейс-технология направлена на обучение детей анализу проблемной ситуации и активизации речемыслительной деятельности. Дети анализируют ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них.

Прежде всего, следует сформировать у детей умение отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы. По своему характеру и по степени сложности выделяют три вида вопросов: репродуктивные, поисковые, проблемные.

Проблемные вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требует мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций, которые связаны с развитием логического мышления.

Эти виды кейсов позволяют дать детям дополнительную информацию о знакомых животных и растениях, явлениях, которую они могут добыть сами в ходе анализа проблемной ситуации. Кейс – иллюстрации и фото – кейс, позволяет активизировать словарь детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, дети во время поисковой деятельности выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. Все эти навыки формировались с помощью фото-кейсов: «Знакомые незнакомцы», «Друг или враг», кейс - иллюстраций: «Один дома», «Случай на горке», «Лакомство Карлсона».

 

Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. 

Метод кластеров универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения. 

Мы в нашей работе используем иллюстрированные кластеры. Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. В процессе образовательной деятельности были составлены «кластеры» по лексическим темам: «Транспорт», «В мире сказок», «День Вооруженных Сил», «В мире растений». 

 

В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы. 

Таким образом, благодаря использованию вышеперечисленных педагогических технологий в течение учебного года, оптимальный уровень развития связной речи достиг с 25% до 75%.

Результаты обследования ПМПК показали, что речевое развитие детей подготовительной логопедической группы соответствует речевой норме. 

 

Используемая литература:

  1. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.
  3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет.