Элективный курс "Храмы России"

Беляева Евгения Николаевна

Учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 46 с УИОП, г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Беляева Е.Н. Элективный курс "Храмы России" // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 111745


 

Программа курса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи «Храмы России» 9 класс

Раздел 1. Паспорт программы

Наименования программы: программа по изучению истории зарождения, формирования и развития храмовой культуры России «Храмы России».

Разработчик программы: учитель истории и обществознания Беляева Евгения Николаевна.

Цели программы: 

  • развитие религиозной культуры детей и молодежи;
  • воспитание уважения к духовным ценностям;
  • формирование достойного гражданина Российской Федерации с фундаментальными знаниями по истории формирования храмовой культуры России. 

Задачи программы: 

  • изучить историю зарождения и становления храмовой культуры России;
  • познакомиться с особенностями храмового строительства;
  • знать назначение храмов.

Программа «Храмы России» включает следующие разделы: «Особенности православной церковной архитектуры», «Православные храмы России».

Срок реализации: 1 год. 

 

Ожидаемые результаты.

При изучении данного курса учащимися, ожидается расширение знаний и умений школьников, устранение пробелов в знаниях в данной области по курсу истории храмовой культуры России. Курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать православие как полноценный предмет. 

Новизной и актуальностью курса «Храмы России» является обобщение необходимых фундаментальных знаний по храмовой культуре, необходимых для образованного человека современного общества. Соединение культурной и исторической тематики весьма важно с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять их сущность. 

Ведущим в содержании курса является исторический и культурный материал. Практика образования молодых людей в нашей стране показывает, что православное образование и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место.

Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии: ИКТ, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля.

Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:

  • комбинированный урок;
  • лабораторная работа по документальным источникам, учебнику; 
  • групповая и парная работа; 
  • самостоятельное изучение отдельных тем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); 
  • учебные проекты; 
  • исследования. 

 

Содержание обучения.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа 

 

1

Введение

1

 

2

I раздел. Православные храмы России

18

 

3

II раздел. Особенности православной церковной архитектуры

12

 

4

Итоговое повторение и обобщение (зачет)

1

 

 5

Резерв

3

 

 

 

Итого 35

 

 

2. Данный курс рассчитан на 35 часов учебного времени и состоит из двух разделов: «Особенности православной церковной архитектуры» и «Православные храмы России». 

 

раздел. «Православные храмы России»

(18 ч) (2 ч резерв)

 

Тема. Первые храмы в России и состояние богослужения

Церкви в Киеве. Храмы Божии и по другим градам и селам. Церковь святого Василия. Церковь Трехсвятительская. Церковь во имя Пресвятой Богородицы. Десятинный храм.

 

Тема. Старейшие церкви России

Церковь Иоанна Предчети в Керчи. Зеленчукские храмы в Нижнем Архызе. Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии. Собор Святой Софии в Великом Новгороде. Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.

 

Тема. Храмы России после смутного времени.

Строительство храмов после смуты XVI- XVII веков. 

Времена первых Романовых, Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета. Покровские храмы. Покровский храм в Рубцово. Храм Покрова в Измайлово. Покровский каменный храм в Медведково. Покровского храма Василия Блаженного.в Филях Покровский храм. 

 

Тема. Самые красивые храмы России

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге. Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва). Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра). Успенский собор во Владимире. Благовещенский собор Казанского кремля (Казань). Софийский собор в Великом Новгороде. Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Владимирский собор в Санкт-Петербурге. 

 

Тема. 10 самых больших христианских храмов России.

Храм Христа Спасителя в Москве. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Благовещенский кафедральный собор в Воронеже. Вознесенский собор (Елец). Новоярмарочный собор святого Александра Невского в Нижнем Новгороде. Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге. Троицкий собор в Пскове. Спасо-Преображенский собор в городе Дзержинске. 

 

Тема. Секреты росписей в храмах России.

Дизайн потолков в христианских храмах. Церквь Воронежской области (каждый желающий может увидеть здесь удивительное сочетание: на потолке церкви изображена сама эта церковь с вратами, через которые идет людскойпоток, чтобы поклониться святым мощам). При этом над входом в церковь горит пятиконечная красная звезда – совершенно нехарактерный символ для христианской веры. Храмы в Москве, Новгороде, Рязани, Муроме, где роспись на стенах и потолках церкви изобилует весьма оригинальными сюжетами, тайны которых часто не могут объяснить даже те, кто в этих храмах проводит службы.

 

Тема. Тайны храма Покрова на Нерли.

Время строительства. Название. Расположение. Белокаменная резьба. 

 

Тема. Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково.

Храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

 

Тема. Архызские церкви.

Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX - началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в. На территории городища сохранились три средневековых храма – Северный, Средний и Южный. Во время раскопок археологом В.А. Кузнецовым была найдена даже единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, сооруженная из плоских каменных плит. Стены храма покрывали искусно выполненные византийскими мастерами фрески – об этом свидетельствуют рисунки художника и археолога Д.М. Струкова, сделанные в конце XIX века. В Среднем храме продумана даже акустика: в нем существует система голосников – сквозных и глухих отверстий в стенах храма. Южный храм этого городища является сейчас древнейшим действующим православным храмом России. В скальном гроте недалеко от этого храма обнаружен лик Христа, проявленный на камне.

 

Тема. Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях в Екатеринбурге.

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость. В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен. Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

 

Тема. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона. Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. К слову, сам Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этого храма. Эта церковь не похожа на русскую, она выстроена в редком для наших земель стиле рококо и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной. Говорят, особенно эффектно она смотрится зимой, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский. В 1812 году храм заняли наполеоновские войска, не причинив, однако, ему никакого ущерба. Но в ХХ веке и этот храм закрыли В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии. Интересна история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже, по требованию митрополита Филарета (Дроздова) их заменили церковнославянскими. А в 2004 году при реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

 

Тема. Храм-вагон в Нижнем Новгороде.

Почти противоположный по своей идее православный храм возник в Нижнем Новгороде в 2005 году. Храм удивляет, не пытаясь удивить, потому что располагается он в… железнодорожном вагоне. Это временное сооружение: прихожане ждут постройки каменной церкви. А началось все с подарка: нижегородской епархии железнодорожники подарили вагон. И епархия решила оборудовать его под церковь: вагон зафиксировали, сделали ступеньки с крыльцом, установили купол, крест и 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, освятили. В народе необычный храм называют и «голубым вагоном» по одноименной детской песне, и «Soul train» на английский манер. Символика поезда, вагона, а значит пути, издревле присуща христианской церкви. С ранних времен храмы строились по образу кораблей – в этом смысле нижегородский храм продолжает византийские традиции! Стоит отметить, что это не единственный, но самый известный храм-вагон в России.

 

Тема. Костомаровский Спасский женский монастырь.

Старейший пещерный монастырь России с «дивами» - меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Внутри, в толще меловой горы, храм так велик, что вмещает две тысячи человек. Именно здесь находится знаменитая на всю Россию «пещера покаяния» - коридор, тянущийся под землей 220 метров и постепенно сужающийся. Известно, что до революции сюда направляли на «исправление ума» самых закостенелых грешников. Само движение по пещере настраивает на исповедь: кающийся проделывает долгий путь в темноте, держа зажженную свечу, свод пещеры становится все ниже, и человек сгибается в поклоне. Паломники говорят, что чувствуют, как будто чья-то рука постепенно преклоняет их голову, смиряя человеческую гордыню. Даже в наши дни посещающих «пещеру покаяния» не сопровождают до конца: человека оставляют пройти в одиночестве часть пути.

 

Тема. Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге.

Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд. Оба здания венчают «яблоки» с крестом. Благодаря тому, что на куполе «кулича» нет барабана, в алтарной части церкви становится темно. Игра света и голубой «небесный» купол изменяют ощущение объемов, поэтому изнутри храм кажется намного просторнее, чем снаружи. В нижней части колокольни-«пасхи» находится баптистерий, имеющий всего два маленьких окошка вверху на стенах. Зато прямо над крещаемым – колокола, звучание которых распространяется через прорезанные в стене арки. Толщина стен увеличивается книзу, по мере наклона стены. На внешней стороне звонницы, выше колоколов, нарисованы циферблаты, каждый из которых «показывает» разное время. К слову, в этом храме крестился А.В. Колчак, будущий адмирал.

 

Тема. Архитектура современного храма: традиции и модернизм.

Образ храма, поиски новых решений. Эстетика устойчивости. Принципы: неустойчивости, изменчивости, сиюминутности. 

 

Тема. Архитектурно-стилистические особенности современных храмов

Современный архитектор. Ориентация храма по оси восток-запад алтарем на восток. Поднятость здания храма над поверхностью земли, а алтаря с солеей - над поверхностью храма. Венчание храма крестом. Отделение алтаря от части храма, где стоят молящиеся.

 

Тема. Особенности современного храмостроительства.

Места для строительства храмов. Строительство в новых регионах. Потеря преемственности в храмостроительстве и отсутствие опыта проектирования храмов у современных архитекторов. Отсутствие централизованных источников финансирования. Строительство храмовых комплексов, включающих богослужебные, хозяйственные, просветительские постройки. Восстановление по обмерам и чертежам разрушенных храмов.

 

II раздел. Особенности православной церковной архитектуры.

(12 ч) (резерв 1 ч)

 

Тема. Типы храмов.

Крестово-купольный тип храма. Световой барабан крестово-купольного храма. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды. Шатровые храмы. (Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырёхугольное основание – четверик. Облицовка глав, шатров и других частей здания. Гульбищи (в русской архитектуре 16-17 веков назывались галереи или террасы, окружающие здание). Ярусные храмы. Верхние ярусы. Храмы-ротонды. Храмы-«корабли». Апсиды. Портал. 

Количество куполов. (Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя). 

 

Тема. Интерьер храма.

Храм внутри. Неф (центральный, или главный, боковые и поперечный). Центр храма – подкупольное пространство. Алтарь, средняя часть храма и притвор. Внешняя часть притвора – крыльцо храма – паперть. 

 

Тема. Схема росписи храма.

Порядок украшения храма росписями. Верхняя часть храма – купол, световой барабан, своды. Роспись центрального купола и простенков барабана. Важнейшая часть храма – алтарь. Средняя часть храма – стены и столбы. Роспись западной стены. Композиция «Страшный суд». 

 

Тема. Из истории колокола.

Колокол – символ силы и веры. Из истории колокола. (В Киеве были колокола при Успенской и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св.Софии в самом начале XI века. В 1106 году прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто – на специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с 19 в.). В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по 5-10 колоколов, иногда и больше; для разных случаев – праздник, будни, беда – использовались разные колокола. На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. и имеющей высоту 81 метр, было 52 колокола).

Имена колоколов (Медведь, Реут, Сысой и др.). Большие и малые колокола. (Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550г.) – 2200 пудов (36,08 м); Большого Успенского (1654 г.) – 8000 пудов (131,2 м).; Сысоя – 2000 пудов(1689 г.); Полиелейного – 1000 пудов (1683 г.). Огромнейший и единственный по своей величине во всём мире считается московский Царь-колокол (1735 г.), его масса свыше 12000 пудов (196,8 м).

 

Тема. Устройство колокола. Колокольные звоны.

Колокольный звон. Колокола как желанный трофей для победителя. Музыка колоколов. Благовест и звон. Трезвон, двузвон, перезвон, перебор. Малиновый звон. История колокольного звона. Звонарь. 

Устройство колокола. Из чего льют колокола? 

 

Тема. «Дома, где живут колокола». Колокольни.

Подъём колокола на колокольню. Размещение колокола на колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом. Устройство колокольни. 

 

Тема. «Диво дивное» «Забытые храмы России»

Русские зодчие. Расположение церкви. Старые храмы. Особенности размещения храмов.

 

Тема. Итоговое повторение (1 ч)

Обобщение и повторение ранее изученного материала. Зачет.

 

Планируемые результаты освоения курса

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события храмовой истории России с древности до наших дней; знаменитые и уникальные храмы России;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • виды храмов;

уметь:

  • соотносить виды с временем постройки храма; определять последовательность и длительность важнейших храмовых построек;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте места расположения храмов;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Ожидаемые результаты

При изучении данного курса учащимися, ожидается развитие православной культуры, воспитание уважения к религии, воспитание достойного гражданина Российской Федерации. Произойдет расширение знаний и умений школьников необходимых и достаточных для деятельности личности, для дальнейшего образования и самообразования. Устранение пробелов в знаниях по истории. Курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать православие как полноценный предмет. 

Учащиеся пополнят знания по истории формирования храмовой культуры, изучат часть православных традиций своего народа.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Аудиоколонки колонки.
  2. Видеопроектор. 
  3. Персональный компьютер.
  4. Принтер.
  5. Экран.

 

Литература:

  1.  МДС 31-9.2003. Православные храмы. Т. 2. Православные храмы и комплексы: Пособие по проектированию и строительству. М.: АРХХРАМ, 2013.
  2.  Опыт строительства православных храмов // Технология строительства. № 1. 2014.
  3.  Москва златоглавая. Монастыри, храмы, святыни: Путеводитель. М.: УКИНО «Духовное преображение», 2012.
  4.  Михайлов Б. Современная иконопись: тенденция развития // Церковный вестник. 2002. Июнь. № 12-13.
  5.  Канаев И.П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: Автореф. дисс. М., 2012.
  6.  Архитектура православного храма. Х - ХХ вв. // Православная энциклопедия. Том «Русская православная церковь. Русское церковное искусство Х - ХХ вв.» 
  7.  Современная церковная архитектура: Круглый стол радио «Радонеж». 27.06.2007.

 

Образовательные сайты:

  1. Рубрикон. URL: http://www.rubricon.com 
  2. МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU. URL: http://www.megabook.ru/
  3. Библиотека Максима Мошкова. URL: http://www.lib.ru
  4. Каталог археологических ресурсов. Открытая библиотека имени В.Е. Еременко. URL: http://www.archaeology.ru/
  5. Википедия.URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. Мифологическая энциклопедия. URL: http://www.myfhology.narod.ru/
  7. Всемирная история. URL: http://historic.ru/
  8. «Маат». Ассоциация по изучению Древнего Египта. URL:http://maat.org.ru/
  9. ЕдинаяколлекцияЦОР. URL: http://school-collection.edu.ru