Звуковая культура речи. Звук [Р], [Р']

Бутова Евгения Николаевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 46 "Совенок", г.о. Химки, мкр. Сходня

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бутова Е.Н. Звуковая культура речи. Звук [Р], [Р'] // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 18.06.2018).

Заказ № 111579


 

Образовательная областьСоциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

 

Задачи:

Образовательные:

Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, подвижность языка.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, внимание.

Предварительная работа: беседа, игра, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой Р,РЬ, дидактические игры «Найди предмет», «Назови всё, что видишь», разучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика.

Наглядный материал: игрушка – тигрёнок, мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб).

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание? Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Правильно, ребята, – это тигрёнок. А как рычит тигрёнок? 

Дети произносят звук р.

Воспитатель: Давайте еще раз произнесём этот звук вместе и попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука Р? 

Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку, язычок находится за передними верхними зубами, при произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».

Звукоподражаний и слов, в которых есть звук Р очень много и я вам предлагаю проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.

Воспитатель: послушайте ребята стихотворение про светофор.

Красный глаз его горит –

Ехать дальше не велит!

- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? 

Дети: да, есть. Сразу повторяют слово и четко произносят звук Р.

Воспитатель: Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:

а) Чистоговорки:

Ра, ра, ра — вот высокая гора.

Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.

Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.

Ребята, скажите пожалуйста, а где мы купаемся летом?

Дети: в реке, пруду, озере, в море.

Воспитатель: А какие цветы со звуком Р вы знаете?

Дети: Ромашка, роза

Воспитатель: А из какого материала сделан мяч, какой он?

Дети: он круглый, и резиновый.

Воспитатель: Ребята, а сейчас помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку «Ворона». По моему знаку вы будете четко проговаривать кар-р-р, а я буду называть слово. Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина. Хорошо, ребята, молодцы, справились с заданием..

А сейчас давайте поиграем в игру «Не ошибись». Правило игры такое: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.

Слова: Рыба, лес, ландыш, , дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзакрубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь и научили этому тигрёнка. А сейчас нашему тигрёнку пора домой в джунгли. Р-р-р-р

Ответы детей

Р-р-р-р-р, Р-р-р-р-р