Патриотическое воспитание в начальной школе

Сайфутдинова Лариса Юрьевна
Падьярова Елена Борисовна

Учитель, ГБОУ "Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", г. Альметьевск Татарстан
Учитель, ГБОУ "Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", г. Альметьевск Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сайфутдинова Л.Ю., Падьярова Е.Б. Патриотическое воспитание в начальной школе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 107573


 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Проблема воспитания патриотических чувств младших школьников актуальна в современном обществе. Она обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Важное значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально-культурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Хотим рассказать  о той форме работы, которую используем в своей практике

Первые уроки по окружающему миру  проводим на темы «Государственная символика России» и «Символика Татарстана». Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Один из уроков посвящаем традициям татарского народа, знакомимся с историей, бытом и развитием татарского народа. Ребята  выполняют творческий  проект «Мой край родной, навек любимый» и различные  творческие задания, например: нарисовать женский национальный костюм или подготовить сообщение о национальном празднике.

Наиболее  эффективными  в  силу  эмоциональной  окраски  формами внеурочных  мероприятий  по  патриотическому  воспитанию  являются литературные,  музыкальные,  поэтические  и  тематические  вечера. 

Ежегодно в каждом классе начальной школы проводим мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств школьников:

  • изучение конституции РФ;
  • цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;
  • фотовыставки;
  • работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;
  • часы, уроки мужества (урок-размышление);
  • встречи с работниками правоохранительных органов;
  • литературно-музыкальные композиции; 
  • конкурсы творческих работ;
  • видео экскурсии по родному краю;
  • выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
  • встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками, ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в Афганистане;
  • беседы и классные часы на темы: «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники», «Государственная и общественная жизни страны», «Конституция – что это?» и др.;

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Проводим совместные с родителями внеклассные мероприятия  «Визитная карточка семьи», «Семейные ценности и традиции», «Интересные люди в моей семье», организуем поход в краеведческий музей.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в  конкурентном мире. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим их место в окружающем мире. А чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить  способы выражения своего отношения к действительности, понимать ее ценности и научиться оберегать их.

Инновационный подход к патриотическому воспитанию – единственный путь, который позволит нашему обществу стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

 

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 уч.г.».
  2. Воспитание школьников. 2006. №5, 10.
  3. Классный руководитель. 2006. №3.
  4. Курашкина Р.А. Программа воспитания школьников.
  5. Бодина Е.А, Ащеулова К.В. Педагогические ситуации: пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М.: Школьная Пресса, 2005 (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).
  6. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002.
  7. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. № 4.