Ознакомление с ПДК на основе "СОНАТА-ДО" для проведения педагогической диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста

Таланкина Светлана Витальевна

Воспитатель, МБОУ "Излучинская ОНШ", пгт Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Таланкина С.В. Ознакомление с ПДК на основе "СОНАТА-ДО" для проведения педагогической диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 107544


 

На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации.

Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи.

Согласно п. 3.2.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) [2].

Однако, согласно п. 4.3 Стандартацелевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке,в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей [2].

Может возникнуть вопрос: «Каким образом проводится педагогическая диагностика в детском саду, если целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке?» 

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо, проанализировать ключевую позицию «непосредственная оценка».

Непосредственная оценка представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений. 

Поэтому недопустимы выводы такого типа, как «большинство детей имеют средний уровень развития по какому-либо направлению» или «данный критерий развития сформирован у ребенка на три балла».

Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа: 

  • не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
  • не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.

Результаты педагогической диагностики(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной корректировки особенностей его развития): 
  • оптимизации работы с группой детей.

Таким образом, целью педагогической диагностики (мониторинга) является - изучение процесса индивидуального развития детей дошкольного возраста и выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.

Задачи:

  • Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников; 
  • Изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • Проведение анализа изменений в развитии воспитанников;
  • Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса; 
  • Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника.

Педагогическая диагностика (мониторинг) осуществляется во всех возрастных группах в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни: (организованной деятельности в режимные моменты, самостоятельной деятельности воспитанников; свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников) и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года. 

В качестве показателей оценки индивидуального развития ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Фиксация показателей развитиявыражается в словесной (опосредованной) форме:

  • показатель сформирован( достаточный уровень) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
  • находится в стадии становления, формирования (уровень близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры;
  • показатель не сформирован (недостаточный уровень) - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка.

По сути, мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.

При аналитике полученных результатов мы не сравниваем результаты детей между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику. 

Таким образом, при трактовке результатов педагогической диагностики не должно быть выводов такого типа: «75% воспитанников имеют средний (близкий к достаточному) уровень развития по образовательной области «Познавательное развитие». Нас интересует только тот факт, что, например, конкретный ребенок обладает большинством навыков или имеет представления по определенному направлению развития или образовательной области, характерных для его возрастной группы. Если ребенок не обладает большинством сформированных критериев, то это может быть ввиду особенностей его развития. Однако если значительная часть контингента воспитанников показывает такую картину индивидуального развития, то причиной могут быть уже неправильно подобранные методы взаимодействия, хаотичная организация образовательного процесса или недостаточный спектр необходимых условий.

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются в картах индивидуального развития воспитанников два раза в год: в середине (декабрь) и конце учебного года (май). 

На основании результатов итоговой диагностики проектируется индивидуальная работа (индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по образовательным областям для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе и для детей с опережающим развитием. В середине учебного года диагностика проводится с целью корректировки ИОМ.

Оценка индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы детского сада по отношению к каждому воспитаннику и позволяет судить о качестве образования в ДОО.

Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников

К сожалению, в настоящее время нет конкретных, доступных практических материалов по организации проведения педагогической диагностики в ДОО и большинство примерных образовательных программ, так же, не содержат способов и средств, дающих конкретное представление обо всех аспектах педагогической работы, в том числе об оценке индивидуального развития воспитанников. 

В «Комментариях к ФГОС ДО», изложенных в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 педагогам Дошкольной Организации предоставляетсясамостоятельный выбор инструментария для проведения педагогической диагностики (включающий методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.), который может быть утвержден педагогическим советом ДОО. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7 ФГОС ДО; статья 95 Закона).

При этом необходимо учитывать, что диагностикане должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению.

В настоящее время допускается использование диагностических карт. К примеру, диагностика педагогического процесса по методике Верещагиной Натальи Валентиновны. Также возможно использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, для определения успешности воспитанников.

Для осуществления эффективной оценки индивидуального развития детей в нашем учреждении используется программный продукт на основе СОНАТА-ДОпрограммно-диагностического комплекса (ПДК) для ДОО, правообладателями которой являются разработчики Лаборатории педагогических проблем «ПроТема»: С.П. Олейников, Г.Г. Телюкова, www.protema.ru и Издательство «Учитель» www.uchitel-izd.ru.

Данная программа является конструктором, которая позволяет разрабатывать и использовать собственные методики оценки развития ребенка.

О программе

СОНАТА-ДО – это программный инструмент для проведения педагогической диагностики (мониторинга) в дошкольной образовательной организации, позволяющий оперативно собирать, хранить, обрабатывать, систематизировать и анализировать все сведения об уровне развития дошкольников.

Программно-диагностический комплекс позволяет обеспечить четкий и оперативный сбор данных о состоянии и результатах процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности на раскрытие потенциальных возможностей детей. Автоматизированная система обработки данных способствует быстрому формированию индивидуальных и групповых карт результативности, а также сводных отчетов по динамике всех показателей в течение года.

Программный инструмент СОНАТА-ДО состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:

Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

Блок «Показатели» содержит структурированный по образовательным областям диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития ребенка 2–7 лет. 

Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты, ведомости и отчеты, составлять количественный и качественный анализ эффективности педагогической деятельности, определять индивидуальную и групповую тенденцию развития детей.

Как работать с программой

Главное окно программы состоит из трех закладок: Профили, Показатели, Результаты.

При нажатии на закладкуПрофили (после запуска программы данная закладка выбрана по умолчанию), появляется окно для формирования списка групп и входящих в них профилей воспитанников, которых предстоит продиагностировать. 

При нажатии на закладку Показатели появляется окно для просмотра диагностического материала оценки индивидуального развития детей 2–7 лет в соответствии с примерными программами. Также, данные показатели отражены в картах индивидуального развития воспитанников.

Главноедерево– состоит из разделовпоказателей и компонентов. Принцип работы дерева такой же, как и у проводника Windows при работе с папками.

Разделы– включают в себя Особенности индивидуального развития детей 2-3 лети. Особенности индивидуального развития детей 3-7 лет

Показателями являются направления развития и образования (образовательные области) – совокупное (интегративное) качество, характеризующее умение (навык) тестируемого в самом общем смысле. Итоговая оценка тестируемого по показателю дается в соответствии соценочной шкалой этого показателяСостоит из компонентов.

Компонент – состоит из критериев оценки и оценочной шкалы. Оценка тестируемого по компоненту дается в соответствии соценочной шкалойэтогокомпонента.

Результаты тестирования вводятся в окне, которое появляется при нажатии на закладку Результаты.

Алгоритм работы:

  • Выбрать группу;
  • Выбрать уровень диагностики;
  • Выбрать критерии компонента, соответствующего особенностям индивидуального развития ребенка;
  • Провести оценку, выделяя соответствующие для данного ребенка характеристики. 

После внесения результатов можно сгенерировать личную диагностическую картутестируемого или групповую, отмечая необходимые положения в генераторе отчетов: для личной диагностической карты идля групповой диагностической карты.

Сгенерированный отчет можно распечатать или сохранить в формате текстового редактора на компьютере.

Таким образом, данные мониторинга отражают динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном возрасте – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу. 

 

Литература:

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».