Классный час "Семья"

Ефременкова Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 2, Урай, ХМАО- Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ефременкова С.С. Классный час "Семья" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 107240


ПРИЛОЖЕНИЕ: приложение к статье


 

Цель: раскрыть роль семьи в жизни человека; сделать совместные выводы о семейных отношениях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «семья», выявить ее особенности.Помочь ребенку оценить свое место в семье.
  2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
  3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

 

Ход мероприятия:

1. Орг. момент

Ребята, вы заметили, что наш учебный день сегодня начинается необычно (присутствуют гости, родители, в роли экспертов)

Попрошу поприветствовать гостей.

-Давайте обговорим «фишку» нашего занятия. Сегодня это будет контрольный звук. Вам необходимо проявить свою внимательность и подсчитать: 

-Сколько раз я позвоню в колокольчик за весь период времени.

- Теперь образуйте два круга, становясь лицом друг к другу и поприветствуйте своих одноклассников.

- Здравствуй, друг! (дети в паре подают друг другу руки)

- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

- Я скучал? (прикладывают руки к сердцу)

- Ты пришел? (разводят руками в сторону)

- Хорошо! (пары обнимаются)

- Мальчики, проводите, пожалуйста, гостей в класс

 2. Подготовка к введению в занятие.

-На какое мероприятие мы все собрались сегодня? 

- Для чего необходимо проводить классный час в школе? 

- Я предлагаю нам взбодриться и начать с разминки. 

- Послушайте инструкцию: звучит музыка, вы двигаетесь в такт музыки, с помощью мимики и жестов, изображаете ту ситуацию, которую я озвучу:

- мама прислала смс, в котором пообещала выполнить ваше заветное желание.

- наступили летние каникулы.

- мама утром просит заправить вас свою постель.

- Светлана Сергеевна задала выучить по литературе стихотворение наизусть на двух страницах.

-Молодцы! Вы здорово себя показали, предлагаю каждому из вас получить в подарок награду, которую в конце занятия вы сможете обменять на реальную.

- Распределитесь на группы, согласно изображению на билете.

- Отложите билетики в сторонку, они нам сегодня еще понадобятся.

3. Основная часть. Продолжим нашу работу, используя прием: «Я беру с собой?», который поможет определить тему классного часа, будьте внимательны.

- Я беру с собой день 15 мая, как сегодня, но только 1994 года, когда было принято решение обозначить этот день Международным.

- Догадались, о чем идем речь? (нет)

- Я беру 2008 год, который тесто связан с темой нашего занятия. 

- Я беру с собой маму.

- Я беру с собой счастье.

- Кто скажет, о чем сегодня пойдет речь?

Что такое «Семья»

-Какой источник информации поможет нам подтвердить наши ответы.

Готовясь к нашей встрече, заглянула в словарь Сергея Ивановича Ожегова, где сказано, что 

СЕМЬЯ – это группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами.Но для современной семьи подходит не просто родственники, а дети и родители.

Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был объявлен годом семьи. А 15 мая с 1994 года учреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно и сегодня именно 15 мая, когда мы можем поздравить всех с этим праздником.

4. Работа с ковриками управления (сингапурские техники)

А теперь настало время показать свою слаженность, умение сотрудничать, договариваться, делать выводы, работая в группе. Попрошу партнера №3 в каждой группе раздать своим партнерам листочки прямоугольной формы белого цвета, которые лежат у вас на столах.

-Каждому члену группы, в течение 2 минут необходимо записать ваши ассоциации, связанные со словом «СЕМЬЯ»

-По истечению времени по очереди, начиная с партнера №1 прочитайте свои ассоциации, затем выберите те, которые четко отражают тему «семьи», подчеркните их и зачитайте партнеры №4 каждой группы. 

-Ребята и эксперты-родители, посмотрите, как много нам известно о семье и это – здорово! 

-Но обсудить все вопросы сегодня у нас не хватит времени, поэтому, я предлагаю определить ЦЕЛЬ классного часа, исходя из четверостишия, которое лежит у каждой группы на столе. Я буду читать, а вы подчеркивайте самое главное с вашей точки зрения, относящееся к семье.

 

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

 

 - Какая цель плавно вытекает из этого стихотворения? (раскрыть роль семьи в жизни человека и сделать совместные выводы о семейных отношениях.)

 -Озвучьте тему и цель нашего занятия.

5. Физминутка.

 Вспомним прием «Встать-сесть»

 Встаньте те, у кого в семье есть 2 бабушки и 2 дедушки?

- Встаньте те, у кого папа работает по вахтам?

- Встаньте те, кто любит своих близких?

 

- Ребята, скажите, в семье бывают только положительные и радостные моменты? 

Семья – любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать. 

 

6. Групповая работа.

Предлагаю сейчас вам выступить в роли творителей. Представьте, что семья – это сосуд, и то каким он будет, зависит от того, чем вы его наполните. У каждой группы на столе есть макет кувшина (сосуда), набор слов - ассоциаций по теме «Семья», клей, чистые листочки прямоугольной формы, если вы захотите дополнить. Вам необходимо заполнить свой сосуд ассоциациями (наклеить), которые по вашему мнению отражают качества своей семьи сегодня и нашего государства. Время работы 5 минут. Не забывайте правила работы в группе.

Группа №1 

Гневная, агрессивная, заботливая, чуткая, активная, многодетная, добрая, радостная, ненавистная, любимая.

Группа №2

Ленивая, счастливая, полная семья, бессердечная, жадная, великодушная, внимательная, известная, уверенная, строгая. 

Группа №3

Любвеобильная, уважительная, безответственная, малообеспеченная, равнодушная, трудолюбивая, общительная, недоброжелательная, счастливая, ласковая.

Группа №4

Ответственная, высокомерная, семья без детей, себялюбивая, испытывающая частые депрессии, с желанием помочь другим, верная, всепрощающая, счастливая, душевная.

Группа №5

Консервативная, с чувством мести, послушная, смиренная, открытая, мстительная, критикующая, любимая, активная, пассивная.

Группа №6

Жестокая, трудолюбивая, целеустремленная, замкнутая, всезнающая, бессердечная, радостная, веселая, общительная, опекаемая.

 

7.Работа с гостями.

Пока группы выполняют работу, предлагаю поработать и нашим гостям. На столах лежат карточки. Вам необходимо подобрать качества к предложенным высказываниям. Соединить: вопрос, ответ.

  1. Взаимоотношения между людьми, которые являются бескорыстными и основаны на взаимной симпатии, доверии, искренности, общих увлечениях и интересах (Дружба)
  2. Чувство, проявляющееся в глубокой и самоотверженной привязанности к другому человеку. В русском языке также – женское имя (Любовь)
  3. Высокий статус человека в коллективе, отражающий признание за ним права принимать ответственные решения, а также демонстрирующий значимость его личностных или профессиональных качеств для окружающих (Авторитет)
  4. Чувство ласковости и мягкости по отношению к кому-то, например, у матери по отношению к ребенку. (Нежность).
  5. Способность принимать на себя обязанности отвечать за действия и поступки, а также любые их последствия (Ответственность)
  6. Способность проявлять заботу, придавать значение чужим потребностям. Также – познавательный процесс, направляющий восприятие на определенный объект (Внимание).
  7. Способность ждать подходящего момента, продумывать последующие шаги без излишней спешки. (Терпение)
  8. Радостное состояние, при котором человек ощущает полное удовлетворение своей жизнью, своими достижениями, воплощением своих желаний (Счастье)

8. Презентация групп:

Попрошу партнеров №1 каждый группы презентовать свою работу, по очереди.

- Какие слова не взяли, перечислите. Объясните, почему?

- Что значит консервативная семья? 

9.Заключение:

 Посмотрите на доску. Вам нравится продукт, который получился во время совместной работы? Красивые, яркие сосуды, наполненные чувством любви, уважения, доброты, любовью, взаимопониманием. 

- Что еще можно заметить? 

- У каждого сосуда необычная ручка, можно составить слово «СЕМЬЯ»

- Замечательно. А теперь давайте вернемся к теме и цели урока (прочитает партнер №4 группы № 5)

- Достигли мы с вами поставленной цели?

- Теперь предлагаю вернуться к билетам, полученным в начале урока.

- Предлагаю подвести итог вашим любимым приемом «Акростих?», слова «СЕМЬЯ»

- Кто напомнит его алгоритм? (расшифровать каждую букву слова с помощью прилагательного.

- Кто желает поделиться своими впечатлениями? 

- Мне бы хотелось зачитать вам четверостишие.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже.

На этой сказочной земле.

 - Теперь наступил торжественный момент. Предлагаю обменять ваши билеты на настоящие награды.

- Давайте подведем итог «фишки» урока, узнаем, кто оказался самым внимательным 

- Сколько раз я позвонила в колокольчик в течение классного часа.

- А, теперь слово гостям, зачитайте ваши ответы на предложенные вопросы. 

- Ребята и эксперты, давайте поблагодарим гостей за работу и в память о нашем занятии подарим символ праздника – ромашку.

- Чтобы наше настроение осталось задорным и радостным в течение дня, давайте вместе споем песню «Моя семья»