Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников по средствам воспитательной работ

Брыгина Анна Андреевна

Учитель химии, биологии, географии, краеведения, с.-х. труда, МКОУ СОШ № 2, г. Уржума Кировской области 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Брыгина А.А. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников по средствам воспитательной работ // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 106153


«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.

Нужно сказать, что общество, в настоящее время столкнулось с проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения.

Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом. Мне кажется, что наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности, последствиями нарушений нравственных правил, с тем, как научиться воспитывать свой характер.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России. 

Патриарх Алексий II говорил:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек». 

Понимая глубокий смысл этих слов, на своих уроках очень часто включаю в домашнее задание один из компонентов, изучение родного края. Например: урок биологии - по теме «Разнообразие, распространение и значение растений» ребятам необходимо выяснить какие растения и где высаживают для озеленения Уржумского района, какие красно-книжные растения произрастают на нашей территории; урок географии - по теме «Воды суши. Реки.» детям необходимо описать по плану реку района, выяснить происхождение озер, рек района.) Особенно, стараюсь прививать любовь к малой Родине, дому, семье, окружающему миру через внеклассную работу. Посещали и участвовали в выставке фотографий «Родная моя сторонка», «На природу с классом» во все времена года для сравнения отдыха в разных погодных условиях. Экскурсии по улицам города Уржума, историческим и памятным местам. 

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней. 

К сожалению современная семья уделяет много внимания материальному благополучию своих детей, зачастую родители возвращаются с работы очень поздно, многие работают каждый день. На детей времени не остается, а уж о нравственных сторонах жизни вспоминают редко или вообще не вспоминают. Кто из нас не слышал фразу родителей: «Ударили – дай сдачи! Бей первым, чтобы не били тебя!» Вот оно – воспитание нравственности, доброты и любви к ближнему. Где же те устои, корни семьи, которые в будущем помогут заблудшему ребенку вернуться в семью, почитать мать и отца, любить стариков, братьев и сестер? 

В современном мире дети же порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают слов Государственного гимна, адрес школы, телефон спасательной службы, их не особенно заботят бездомные животные, отношения родителей к другим взрослым. Так кто же в этом виноват? Кризис, общество, страна или же все-таки семья? Ответьте каждый себе на этот вопрос. Для меня это очевидно – конечно же семья! 

Проводя наблюдения за обучающимися и их семьями, видя ситуацию в межличностных отношениях внутри классного коллектива, оценивая отношение подрастающего поколения к старшему, к обществу и в целом к Отечеству, считаю, что проблема: «Воспитание патриотизма через духовно-нравственное развитие личности», актуальна и современна.

Как мне кажется в формировании таких качеств нам поможет реализация социального проекта «Дари добро». Руками детей, родителей мы смогли собрать 6 посылок и отправить выпускникам нашей школы, находящимся в данный момент в рядах российской армии. На протяжении этого года пятиклассники готовили поздравительные открытки к памятным датам «День героя Отечества», Новый год, 23 февраля и 8 марта и раздавали прохожим. В адрес мы слышали теплые слова благодарности, дети загорелись этим проектом, подготовили музыкальные номера и вот мы в д. Поповка Уржумского района, в геронтологическом отделении. Дети просто горят желанием и ждут следующего повода поехать к одиноким бабушкам и дедушкам, которые обделены вниманием. Следующее мероприятие планируем приурочить к Дню Победы «А ну-ка бабушки, а ну-ка дедушки!» на свежем воздухе. И обязательно поучаствуем в озеленении территории пансионата, семена посеяны и уже дают обильные всходы. 

Существует множество приёмов и форм работы, которые способствуют формированию базовых национальных ценностей. На мой взгляд, наиболее приемлемыми и дающими качественный результат являются: беседы, экскурсии, акции милосердия, встречи с замечательными людьми, участие в совместных с родителями или воспитанниками детских садов праздниках, просмотры фильмов с последующим обсуждением, создание собственных проектов.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных и городских мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны. 

Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные мероприятия – День защитников Отечества, День Победы, встречи с ветеранами ВОВ, День народного единства, информационные часы на тему: «Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», акция «Ветеран живёт рядом», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. 

Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания должны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи. 

Закончу словами президента: «Влияние школы на умы подростков в последнее время ослабло, у нее появились сильные конкуренты интернет электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее и школа должна успевать и за учениками и за развитием общества и за информационными потоками и, по – хорошему, должна быть впереди и опережать все это!»

 

Список литературы:

  1. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. 2009. №10. С. З6- 46 
  2. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: методическое пособие / А.К. Быков, И.И. Мельниченко. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с. (Растим патриотов России) 
  3. Чадина К.С. Гражданско-патриотическое воспитание школьников. URL: http://nsportal.ru.