Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Солобоева Анна Николаевна

Студентка, Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, Тюменская область г. Тобольск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Солобоева А.Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.05.2018).

Заказ № 101685


Что значит игра для детей? Всё. Это их жизнь, их мир, их вселенная. Именно через неё дети познают окружающий мир. Игра является «спутником» детей на протяжении всего детства. И лишь только в период младшего школьного возраста уступает свое место учёбе, уходя на второй план. 

С помощью игры формируется личность ребёнка и его морально-волевые качества. Играя, он удовлетворяет свои духовные и физиологические потребности. Благодаря игре происходит психическое развитие ребенка. Развивается ум, воображение, внимание, память, творческие способности [2].Игра ориентирована на умственное развитие дошкольника в целом, а в частности на речевую деятельность.

В настоящее время ученые бьют тревогу. Они пришли к выводу, что в речи дошколят с каждым годом все больше и больше становится речевых нарушений – дети стали говорить хуже. Причин много. В связи с модернизацией современного общества дети с ранних лет знают, что такое компьютер, мобильный телефон и иные «гаджеты». Увлеченные привлекательными «игрушками» они мало играют и общаются между собой и с взрослыми.

Дети всегда подражают взрослым в манерах, в речи, поведении. Поэтому ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым:воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. Откультуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка [1, с 12].

Благодаря развитию телевидения и интернета речь взрослых сводится к тому, что, не замечая, они начинают общаться в реальной жизни так же как и в социальных сетях. Вместо спокойной ночи – споки-ноки, здравствуйте – прив и т.д. С помощью таких слов скудный словарь ребенка не пополняется, а становится еще беднее. Не все взрослые могут увидеть и понять эту проблему. Если своевременно не решить её, то в будущем дети будут обречены на трудности в школьной жизни.

Поэтому перед нами - педагогами стоит задача научить детей хорошей и правильной речи. Для этого нужно, чтобы речь педагога соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорнойречи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция,темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления,грамматической правильности, связности. Особое внимание должнобыть устремлено на звуковую сторону речи, так как ее недостаткипреодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочетысловоупотребления [1, с 13].

Игра является главным видом деятельности дошкольников, поэтому ей отведено основное место в комплексе средств по развитию речи, а именно сюжетно-ролевой игре. В ней дети имеют шанс понимать реальные жизненные ситуации, узнавать правила и нормы поведения в обществе. В общем, сюжетно-ролевая игра является истинным социальным опытом детей, их реальной жизни в обществе.

А самое важное то, что дети в ходе игры формируют свои речевые навыки и умения.Использованиесюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет формировать и активизировать словарь на принципе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Углубляются представления о предметах, явлениях, событиях, которых не было в собственном опыте дошкольников. Оживляется речь ребёнка, развивается интонационная выразительность речи, дикция. Развивается диалогическая речь. Дети в ходе ролевых взаимоотношений усваивают как правильно участвовать в беседе, как правильно и понятно отвечать на вопросы и задавать их, развивают умение рассказывать. Становление грамматического строя речи в игре ориентировано на развитие умения правильно высказывать свои размышления простыми и распространёнными предложениями, правильно применять грамматические формы рода, числа, падеж.

Современные дети предпочитают играть в «Салон сотовой связи», «Новости», «Салон красоты», «Банк», «Танцы на льду» и многие другие. Поэтому в комплекс сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста я выбрала старые, добрые игры («Семья», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Магазин» и т.д.). 

До и после внедрения комплекса игр в образовательную деятельность я провела диагностику по уровню развития речи. Проанализировав данные диагностики получила следующие результаты. Высокий уровень развития речи детей вырос на 30% и в итоге составил 40%. Средний уровень вырос на 10% и составил 60%.Низкий уровень развития речи уменьшился до 0%.

В итоге я ещё раз убедилась в том, что сюжетно-ролевая игра положительно влияет на развитие речи детей и их духовный мир. Речь детей стала логична, последовательна, богаче. Для меня важно то, что мои труды были не напрасны. 

 

Список литературы:

1. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1979. 223 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-13.shtml#book_page_top.

2. Выготский Л.С Игра и ее рольв психическом развитии ребенка. URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500510.