Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет

Малюгина Людмила Александровна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 57 "Лукоморье" комбинированного вида", г. Северодвинск, Архангельская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Малюгина Л.А. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.05.2018).

Заказ № 101672


Возраст от 4 до5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, заклички, потешки, прибаутки, скороговорки, поговорки, считалки). Устное народное творчество служит действенным и могучим средством умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей.

Особенностью фольклорных произведений является глубокая человечность, мягкий юмор, образность языка, ненавязчивый дидактизм и знакомые жизненные ситуации. Только в народных произведениях идеально сочетаются труднопроизносимые звуки, продуманные по расположению и звучанию слов (скороговорки, потешки).

Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с образностью и красочностью родного языка. Дети быстро и легко запоминают такие образы как коза- дереза, зайчик- побегайчик, лягушка - поскакушка, волчок- серый бочок. Повторение песенок в народных сказках, имён героев закрепляются в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. 

Запоминание стихов и сказок устного народного творчества оказывает большое влияние на развитие активного словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. При этом запоминается и усваивается смысл каждого слова.

При высказывании ребёнок учится правильно подбирать нужные слова. При этом ему помогают различные заклички, потешки, песенки. В закличках и сказках используют такие средства выразительности как образные слова, сравнение, эпитеты. Ребёнок легко запомнит и будет использовать в своей речи, например: «светлые берёзы», «золотое солнышко». Это заложит основы дальнейшего развития поэтического слова.

Устное народное творчество – это неоценимое богатство каждого народа, выработанный столетиями взгляд на жизнь, природу, общество, показатель его таланта и способностей. Через устное народное творчество ребёнок осваивает красоту родного языка, его лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Заучивание стихов, считалок, потешек вырабатывает правильное речевое дыхание, совершенствует речевой слух. Большую роль народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей отчетливо чётко произносить звуки и слова. Этому способствуют скороговорки, чистоговорки. Считалки и песенки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное употребление падежных форм, использование в речи различных форм глаголов, местоимений, предлогов.

Также устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать стихотворения, сказки, последовательно излагать свои мысли, используя различные виды предложений, в беседе со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом.