Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Татаркина Елена Михайловна

Учитель-логопед, СП ГБОУ СОШ № 10 "ОЦ ЛИК" детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Татаркина Е.М. Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 101353


В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется общее развитие [1].

У дошкольников с общим недоразвитием речи изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Учителю-логопеду необходимо выбрать оптимальные коррекционные методы и приемы для достижения поставленных целей в речевом и общем развитии детей. На наш взгляд, фольклор является одним из богатейших источников речевого и познавательного развития.

Приобщение детей к устному народному творчеству, позволяет решать коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Многие потешки, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение [5]. Пословицы можно подобрать к любой ситуации, что способствует расширению как пассивного, так и активного словаря детей.

Русская народная сказка является уникальным средством достижения коррекционно-развивающих задач. Народная сказка богата повторениями одних и тех же слов, и оборотов, краткими и точными описаниями внешности героя и его характера и поведения. Во время работы над сказкой дети, слыша новые слова и обороты, вводят эти слова в активную речь. Таким образом, обогащается и активизируется словарь ребенка. 

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи мы используем русский фольклор. Цель работы – повышение уровня речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи через использование разных жанров устного народного творчества. Данная работа предполагает решение следующих задач: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему; обогатить лексический запас детей новыми словами, оборотами, выражениями; формировать и совершенствовать грамматические категории; способствовать развитию связной речи, используя народные сказки, пословицы, поговорки; развивать выразительность речи детей в процессе рассказывания, пересказ, инсценирования.

Работа реализуется по трем направлениям: совместная деятельность с детьми; взаимодействие с родителями; взаимосвязь воспитателей и специалистов.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, формирование просодической стороны речи, лексико-грамматического строя, связной речи.

Мною разработана система работы по повышению уровня речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием разных жанров устного народного творчества.

Фольклорный материал используется на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях разных видов: занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении лексических тем; занятия по формированию навыков связной речи; занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации или дифференциации звуков в связной речи).

Мы используем фольклорные произведения как часть фронтального занятия: в организационном моменте, в основной части, во время динамических пауз, как основную часть индивидуального занятия (учитываются речевые возможности ребенка и изучаемая тема); как целое занятие (1 раз в месяц); как развлечение (3 раза в год).

Система работы рассчитана на два года обучения (старшая и подготовительная к школе группы). Первый год обучения направлен на ознакомление с такими видами устного народного творчества, как загадки, сказки, потешки, считалки. Работа выстраивается следующим образом: сначала происходит знакомство с текстом, восприятие его на слух, толкование логопедом незнакомых для детей слов. На последующих занятиях осуществляется процесс перевода из пассивного словаря в активную речь ребенка: проговаривание и толкование слов и фраз детьми, заучивание, затем использование в самостоятельной речи (игре, инсценировке и т.д.). Особое внимание уделяется работе над сказкой, которая включает в себя речевое и эмоционально-волевое развитие. Организация инсценирования способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, а, значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

На втором году обучения совершенствуется работа над активным использованием уже известных детям произведений устного народного творчества, ведется работа по ознакомлению с более сложными жанрами фольклора (пословицы, поговорки, приметы). Пословицы, поговорки, приметы подобраны в соответствии с лексической темой. Дети, знакомясь с данными жанрами, изначально воспринимают лишь внешнюю оболочку, не понимая переносного смысла глубокой морали. Поэтому так важно разъяснить ребенку ту или иную пословицу или поговорку. Работа с этими видами фольклора дает почувствовать красоту и образность русского языка.

В течение всего обучения в работе с детьми я использую народные игры, хороводы, которые играют большую роль в «формировании умений детей координировать свои движения с речью», способствуют мотивации детей, повышают их эмоциональный настрой.

Важной и неотъемлемой частью нашей работы является тесное взаимодействие с родителями. Для них регулярно проводятся консультации («Не скупитесь на слово», «Пословица или поговорка», «Сказка в жизни человека»), открытые занятия с участием родителей («Репка», «Дружная семейка»), тематические встречи. Наглядную информацию помещаю в родительские уголки. Родители принимают активное участие в подготовке театрализованных представлений, вместе с детьми сочиняют загадки, продолжение сказок, рисуют иллюстрации, затем их презентуют.

Народный фольклор мы рекомендуем использовать воспитателям и специалистам, работающим с детьми с нарушением речи. Важно употребить ту или иную пословицу и поговорку в повседневной речи, активизировать детей на использование в своей речи разных жанров устного народного творчества, контролировать грамотность построенной фразы в речи ребенка, корректно исправить его, подсказать. 

Предложенная система работы способствует: формированию первоначальных знаний детей о национальной культуре своего народа; появлению у детей положительных эмоций, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения; обогащению лексического запаса детей новыми словами, оборотами, выражениями; формированию и совершенствованию грамматических категорий; развитию выразительности речи детей в процессе рассказывания, пересказа, театрализации.

Таким образом, русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в коррекционной работе, в частности.

 

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М: Академия, 1997, 400 с.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 240 с.
  3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. С. 47-49.
  4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994. 140 с.
  5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников / под ред. А.В. Орловой. Владимир, 1995. 160 с.
  6. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами // Ребенок в детском саду. 2001. № 4. С. 65-69.