Развитие мотивации достижения успеха у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности

Ратникова Светлана Александровна

Учитель, ГКОУ "Пензенская школа-интернат для глухих и слабослышащих детей", г. Пенза

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ратникова С.А. Развитие мотивации достижения успеха у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 17.07.2018).

Заказ № 99752


Смена приоритетов в системе отечественного образования, новая образовательная стратегия, реализуемая ФГОС ООО, выдвигает в число важнейших задачу развития мотивационной сферы учащихся. В соответствии с деятельностной парадигмой образования более пристальное внимание уделяется готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе мотивации к обучению и познанию.В этих условиях проблема развития мотивации достижения успеха обладает достаточно значимым потенциалом, предусматривая наличие в деятельности таких компонентов, как упорство в достижении цели, высокое качество работы, значительный уровень сложности решаемых задач и многие другие качества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме современного понимания и развития мотивационной сферы учащегося показал, что этот вопрос рассматривался в разных аспектах многими исследователями (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, П.М. Якобсон, В.И. Ковалев, В.К. Вилюнас, И.А. Зимняя). Изучение трудов Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Ю.М. Орлова, A.A. Реана, Н.В. Бордовской, Н. Г. Морозовойи др. позволило выявить сущность учебной мотивации и условия её формирования в процессе учебной деятельности. Возрастные аспекты развития личности освещены в исследованиях Д.И. Фельдштейна, В.С. Мухиной, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого и др. 

Стремление к достижению успеха выделяется как один из важнейших видов мотивации и определяется, как устойчивая потребность личности добиваться успеха в различных видах деятельности, характеризуется активностью. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи напротив возникает под влиянием страха потерпеть неудачу и пережить в результате этого чувство стыда и унижения, характеризуется пассивностью. 

Поскольку учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, а получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Некоторые мотивы имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное, но все они выступают в сложной взаимосвязи. Мотивация, в том числе и к достижению успеха - это неотъемлемая часть системы обучения, ибо она обеспечивает функционирование и эффективность этой системы. 

Обзор исследований отечественных специалистов позволил выявить закономерности психического развития детей с нарушением слуха в условиях их воспитания и обучения. Прослеживанием этапов формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности занимались ведущие специалисты P.M. Боскис, Богданова Т. Г., В.И. Лубовский, Л.В. Занков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, М.Ю. Рау, Е.Г. Речицкая, В.Л. Белинский, Т.Н. Прилепская и др.

Итак, психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. А именно более медленное формирование их самосознания, самооценки, как правило, завышенной. Особенности характера,интересов и склонностей у детей с нарушением слуха обусловлены замедленным овладением словесной речью, что в свою очередь сказывается на развитии мышления, формировании познавательныхинтересов, мировоззрении, понимании человеческих отношений.Также у детей с нарушением слуха отмечаются сниженные способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Однако нарушение слуха препятствует только развитию специальных способностей, строящихся на базе высокого развития слуха и речи (музыкальные способности, ораторское искусство и др.)

Изучение передового педагогического опыта (Н.Г. Морозова, А.К. Маркова,И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.В. Бордовская, А.А. Реан,А.П. Панфилова и др.)позволило определить общепсихологическиеи специальныеусловияразвития учебной мотивации и стремления к достижению успеха у школьников с нарушением слуха. Соблюдение этих условий невозможно безспециальноорганизованной педагогической работы. Для создания эффективного учебного процесса необходимы условия, которые будут обеспечивать мотивацию, адекватную современным целям, содержанию и методам обучения, возрастным особенностям учеников и тенденциям их развития в целом.Что это за условия?

Во-первых, учебный материал должен учитывать возрастные потребности и зону ближайшего развития, вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать самолюбие учащихся, т. е. быть достаточно сложным хорошо иллюстрированным, занимательным, эмоционально насыщенным и необычно изложенным, опираться на прошлые знания, строиться на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся.

Во-вторых, учебная деятельность через парные, групповые, бригадные формы работы создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, дает установку на соревнование.Игровые формы и активные методы учебной деятельности также положительно влияют на мотивацию.

В-третьих, на стремление к достижениям влияет объективная и справедливая оценка педагогом деятельности учащихся, а также оценка учащимися собственных способностей – самооценка.

В-четвертых, немаловажное значение имеют положительные эмоции, переживание успеха и появление уверенности в своих силах. 

Вместе с тем демократический стиль педагога в общении с учащимися является фактором эффективности этих условий. Таким образом, для развития положительной мотивации и коррекции негативной следует использовать все пути в комплексе, так как ни один путь сам по себе не может играть решающей роли.

В 2015-2016 учебном году на базе ГКОУ «Пензенская школа-интернат для глухих и слабослышащих детей» мною было проведено исследование мотивационной сферы 20-ти учащихся с нарушением слуха 5-6 классов в процессе учебной деятельности. 10 человек (учащиеся 5 «А» и 6 «А» классов) составили контрольную группу и 10 человек (учащиеся 5 «Б» и 6 «Б») - экспериментальную группу. Дети обеих групп имеют стойкое снижение слуха (в основном это сенсоневральная тугоухость IVстепени и сенсоневральная глухота IVгруппы) и соответствующие этому дефекту психофизические особенности.

Для диагностики мотивационной сферы применялись групповой и индивидуальный методы. Главной трудностью диагностирования стала необходимость предоставления четких инструкций детям с нарушением слуха, по этой причине использовались самые доступные методики. Диагностика проводилась совместно со школьным психологом, который в совершенстве владеет жестовой речью и дактилированием, однако ситуаций, в которых испытуемый не понимал, что от него требуют, всё равно избежать не удалось.

Для выявления отдельных мотивов учебной деятельности и определения общего отношения к школе, использовалась методика мотивационной сферы учащихся (5-9 кл.) Уфимцевой Л.П. Для изучения самооценки и уровня притязаний использовалась методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств. Для диагностики мотивации достижения успеха и боязни неудачи использовался опросник А.А. Реана. Для определения рейтинга моего предмета среди других и выявления мотивации к его изучению использовались адаптированные анкеты.

Исследование проходило в три этапа. Первый этап был направлен на исследование самооценки и уровня притязаний детей с нарушением слуха, выявление преобладания мотивов в обучении и популярности моего предмета (Компьютерное обучение) в обеих группах. Для этого я наблюдала за поведением учащихся на своих занятиях и на других предметах, также во внеклассное время с целью выявления тенденции их учебной мотивации, и анализа возможных причин её формирования. Затем совместно со школьным психологом были проведены опросы и анкетирование учащихся по вышеуказанным методикам, после чего были проанализированы и зафиксированы результаты диагностики.

На втором этапе в экспериментальной группе был проведен педагогический эксперимент, направленный на развитиемотивации достижения успехау школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности на уроках компьютерного обучения.

На третьем этапе было проведено повторное анкетирование и опрос в обеих группах по тем же методикам и сделан анализ и сопоставление результатов диагностики до и после эксперимента.

Целью развивающего этапа было развитие у детей с нарушением слуха мотивации к достижению успеха в процессе учебной деятельности. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

Подобрать приемы и методы, разработать упражнения, направленные на развитие у детей с нарушением слуха мотивации к достижению успеха.

Проанализировать эффективность предложенных приемов, методов и упражнений.

Отследить динамику развития мотивации к достижению успеха у детей с нарушением слуха. 

 

Содержание работы по развитию мотивации достижения успеха у детей с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.

Потребность в достижении успеха является достаточно стабильной характеристикой личности, и уровень мотивации успеха, достигнутый в 8 лет, сохраняется в подростковом возрасте. При этом направленность достижений может меняться. Обычно личностно значимые достижения в 5-6 классах перемещаются со школьных предметов на что-то иное. Также суждения сверстников становятся для подростков, более значимы, чем мнения учителей и даже родителей. Однако мотивацию достижения можно развивать, влияя на самооценку способностей и уровень притязаний школьников, а также на сам мотив достижения, убеждая в зависимости успеха от затраченных усилий, увеличивая привлекательность, ценность успеха [14]. 

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика имеет в своём распоряжении многочисленные педагогические технологии и методики, нацеленные на формирование и развитие у учащихся тех или иных качеств и способностей. Проблема состоит в том, что использование их целиком для обучения детей с нарушением слуха (НС) практически невозможно за исключением некоторых конкретных педагогических приёмов, поэтому целесообразно вариативное комбинирование методов и приёмов, наиболее адекватных особым потребностям детей с НС. 

В школе-интернате я преподаю предмет «Основы компьютерной грамотности». В своем распоряжении я имею приличный арсенал ТСО - компьютеры и мультимедийное оборудование, которые использую на каждом уроке (презентации, видеофрагменты, показ действий, соответствующих алгоритму и др.). Поскольку на данный момент я работаю по собственной программе, которая соответствует требованиям коррекционно-развивающего направления работы школы, то большинство тем моих уроков отражают межпредметные связи, они тесно связаны с математикой, русским языком, развитием речи, биологией, географией, историей, ОБЖ и этикой, а, следовательно, имеют большое значение для личностного развития учащихся. Чаще всего сами уроки в компьютерном классе носят обобщающий и систематизирующий характер, за исключением тех, которые направлены на формирование ИКТ-компетентности и относятся к метапредметным результатам обучения.

Известно, что воспитанию познавательного интереса у глухих содействует использование имеющихся у них знаний, показ нового в старом и уже знакомого в новом, совместный поиск предположительных объяснений, выяснение и одобрение того, кто высказал правильное суждение. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу. Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме, показать её практическую важность и возможность применения в повседневной жизни. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт, поэтому определив тему урока, я спрашиваю у ребят: «Что вы уже знаете об этой теме?», «Подберите слова об этом или на эту тему…», а получая отклик, акцентирую внимание учащихся на важности темы: «Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!» Применение инновационных образовательных технологий, в частности, активных методов обучения (АМО) способствует активизации познавательной сферы учащихся, повышает интерес к предмету и как следствие способствует развитию мотивации к достижению успеха. Поэтому на своих уроках я систематически применяю некоторые приёмы АМО. А именно педагогические игровые упражнения как разновидность развлекательных игр (викторины, конкурсы, состязания, кроссворды, криптограммы и пр.), в которых в качестве игрового используется учебный материал. Примером викторины может служить интеллектуальная игра «Таинственное фото», основой которой служит учебный материал. Так, например, мною созданы игры на тему «У нас на кухне», «Зимние праздники», «День Победы» Суть игры состоит в том, что на экране за панелями вопросов размещена неизвестная детям фотография (можно использовать фотографии этих ребят, их друзей, учителей, коллажи и т.п.).

Учащиеся по очереди выбирают вопрос и отвечают на него (возможна коллективная работа). Вопрос также может быть в виде загадки, ребуса или какого-либо задания. Если вопрос может вызвать затруднения, то мной предусмотрена система подсказок в виде рисунка или других объектов, в последнюю очередь появляется правильный ответ.

Таким образом, я поддерживаю интригу в течение всей игры, что подстегивает интерес школьников, а также использую вербальные средства и зрительные образы для представления учебного материала, что просто необходимо при работе с детьми с НС. 

Кроссворды используются мной очень часто, так как вызывают неизменный интерес, позволяя при этом осуществлять проверку усвоения учебного материала и уточнять правильность написания слов. Мной разработаны кроссворды по темам: «Профессии в школе», «Дикие животные и птицы» и др. Модификацией кроссворда является криптограмма. Отличие состоит в том, что в криптограмме по горизонтали спрятано слово, узнать которое можно правильно написав вертикальные слова.

На каждом уроке моя задача состоит в том, чтобы донести до детей необходимость учиться. Для решения этой задачи, мной используется входной контроль знаний (тестирование, проблемный вопрос) призванный убедить учащихся в том, что уже имеющихся у них знаний недостаточно для ответа на этот вопрос или прохождения теста. Поэтому я часто применяю на уроках средства и методы программированного обучения (алгоритм) и программированного контроля (тестирование). Компьютерный тест мной чаще применяется в качестве итогового контроля усвоения учебного материала, но этот же тест с успехом может быть использован для выявления имеющихся знаний по теме. Например, для работы по теме «Продукты питания», я разработала тест, построенный на методе сравнения и различения «четвертый лишний», который помимо всего прочего развивает логическое мышление, учит абстрагироваться от внешнего признака и объединить три объекта по их принадлежности к одной общей категории (рисунок 1).

Рисунок 1

В тесте 7 слайдов, следовательно, максимальное количество баллов - 7, а минимальное - 0, за неправильный выбор баллы не начисляются. 

Например, для обучения детей работе с инструментом таблиц в текстовом редакторе мною применяется четкий алгоритм (последовательность действий) по построению таблицы и её заполнению (рисунок 2). Аналогичный прием используется для работы со схемами, диаграммами и другими объектами, которые заключают в себе прикладную направленность и практическую важность. Именно эти объекты позволяют скомпоновать и донести информацию в самом удобном наглядном виде (таблица расписания уроков, диаграмма успеваемости учащихся, и схема структуры Совета школы и др.). 

Рисунок 2

 

Например, для работы с таблицей я предложила шестиклассникам обратный способ - по данным двух диаграмм построить и заполнить таблицу. 

Причем диаграмма отражала динамику успеваемости этого класса по моему предмету в сравнении с прошлым годом по двум темам (почти у каждого учащегося наблюдался прогресс по той или другой теме). Считаю, что фиксирование внимания учащихся на их нынешних успехах в сравнении с более ранними, положительно влияет на мотивацию достижения успеха. 

В ходе эксперимента мной были использованы педагогические приёмы, взятые из Технологии развития критического мышления (ТРКМ). На уроке в 6Б классе по теме «Вредные и полезные насекомые» на стадии вызова был использован приём «Верное и неверное утверждение». Учащимся было предложено утверждение «Насекомые могут приносить и вред и пользу одновременно», трое учащихся выбрали «не верно», а двое – «верно». В конце урока все учащиеся ответили «верно», так как в ходе урока справедливость утверждения была доказана. Далее на стадии рефлексии все ребята написали «синквейн» примерно следующего содержания: «Насекомые. Вредные и полезные. Опыляют, уничтожают, кусаются. Мне очень нравятся бабочки. Энтомология».Таким образом, происходит краткое подведение итогов по изученному учебному материалу. 

Ещё один приём из ТРКМ «Шесть шляп мышления» был использован мною на стадии осмысления учебного материала. На уроке по теме «Когда приходит весна?» после написания плана для небольшого сочинения учащимся были предложены шляпы, а вместе с ними и стиль, в котором должны быть написаны сочинения: 

Белая- самая нейтральная. Излагаются только факты. 

Желтая- радостная, позитивная. Излагаются только положительные моменты.

Черная- негативная, мрачная. Излагаются отрицательные черты, аргументы против.

Красная- эмоции, страсть. Излагается только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая- творческая, креативная. Предлагаются новые решения ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя- нейтральная, оценочная. Излагаются оптимальное решение.

Поскольку учеников в классе только пятеро, шляпу синего цвета я оставила себе, для того чтобы контролировать процесс работы и выдерживание стиля, соответствующего цвету выбранной шляпы. 

Замечено, что подавляющее большинство детей с НС обнаруживают большие возможности мышления при небольшой помощи взрослого, чем в условиях полностью самостоятельного выполнения заданий, поэтому я ненавязчиво корректировала процесс написания, подбадривая и направляя учащихся, подавала им идеи. Для школьников с НС это задание очень сложное, но при мягкой направляющей помощи учителя, оно становится выполнимым, тем самым поднимает самооценку ребенка, а заодно и его мотивацию к достижению успеха. В конце урока работы зачитываются, затем обсуждаются и оцениваются самими учащимися. 

Во время коллективной проверки дети учатся объективности, ответственности, запоминают критерии оценивания, чтобы затем можно было применить приём взаимопроверки и взаимооценивания, который, способствуя повторению пройденного материала, повышает самооценку и чувство собственной важности в силу оказанного ему доверия. Кроме того во время взаимопроверки учащийся старается быть внимательным, объективным и справедливым, понимая, что его работу тоже будут оценивать. Такой прием я использую, как в парах, так и в целом классе (наполняемость класса обычно 5-8 человек), что позволяет мне контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д. 

Для продуктивной работы детям нужен успех, потому как степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие и самооценку, желание работать и узнавать новое. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Поэтому начинаю урок с вопросов, на который они, знаю точно, могут ответить, давая время учащимся успокоиться, и настроится на работу. Если знаю о каких-то других достижениях учащихся (в спорте, на предметной олимпиаде, конкурсе чтецов или жестовой песни) обязательно поздравлю в классе при всех. Такой ход может повысить значимость ребенка в глазах сверстников, да и своих собственных. А иногда задеть чье-то самолюбие тоже бывает полезным. Вместе с тем развивается положительное эмоциональное отношение к педагогу, к учебной и другим видам деятельности. Стараюсь вслух или жестом отмечать каждый успех ученика, создавая комфортный эмоциональный климат на уроке и положительные эмоции, подкрепляющие достижение конкретного результата. Осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к обучению, предлагаю учащимся самим выбрать задание из нескольких заданий разного уровня сложности (меньшее количество вопросов, с использованием примерного речевого материала или без него), сразу оговаривая какой будет отметка, воздействуя на уровень притязаний, который, как и самооценка является компонентом мотивации к достижению успеха. 

Формирование у детей навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки способствуетразвитию их готовности к самостоятельным поступкам и действиям,принятию ответственности за их результаты. Оценка обучающихся теперь определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Оценка этасостоит из предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Причемличностные результаты отслеживаются в ходе различных мониторинговых исследований, проводимых психологической службой. 

Учащиеся с НС особенно нуждаются воценке индивидуального прогресса личностного развития. В этой связи рефлексия и организованное подведение итогов, имеет огромное значение для учащихся с НС. Мы вместе проводим разбор ответов, результатов выполнения задания, обязательно отмечая ошибки, так как без этого невозможно движение вперед.На уроке ученик самоценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и определяет отметку, показывая выполненное задание. «Алгоритм самооценки» (основные вопросы после выполнения задания):

  • Какова была цель задания (задачи)? 
  • Удалось получить результат (решение, ответ)? 
  • Правильно или с ошибкой?
  • Самостоятельно или с чьей-то помощью? 

После этого якорректируюоценку и отметку, доказывая, что ученик завысил или занизил их. Стараюсь переводить удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость, подмечая сильные и слабые стороны с тем, чтобы в дальнейшем избегать ошибок, и чаще использовать удачные находки и решения. «Сегодня вы работали несколько хуже, чем на прошлом уроке, однако, у некоторых получилось очень даже прилично». Такой подход вызывает своеобразное «подкрепление» учебной мотивации, что приведет к формированию её устойчивости. В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит», давая ученику шанс проявить себя и доказать свою состоятельность.

Заключение

Анализ данных, полученных в ходе эксперимента,показал, что в мотивационной структуре учащихся с нарушением слуха среднего школьного возраста преобладают социальные мотивы, среди которых четко выделяется ориентация на одобрение родителей, у большинства учащихся сформирована внешняя мотивация, так как достаточно высока мотивирующая роль отметки.Выявлен низкий уровень сформированности оценочного компонента. Отсюда завышенная неустойчивая самооценка и неадекватно высокий уровень притязаний. Повышение рейтинга предмета и изменение направленности мотивации в сторону стремления к успеху после эксперимента доказывает, что развитие мотивации достижения у учащихся с нарушением слуха возможно при соответствующей организации образовательного процесса, который ориентирован на совместную деятельность педагога и учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что переживание успеха и появление уверенности в своих силах имеют особое значение для детей с НС. Развитие мотивации к достижению успеха в процессе учебной деятельности может иметь положительную динамику при определённых условиях организации учебной деятельности, а именно:

  • красочность, необычность учебного материала, адекватного возрастным интересам школьников;
  • использование разнообразных форм, методов и средств работы на уроке;
  • применение различных приёмов технологий развития критического мышления и программированного обучения, а также инновационных образовательных технологий, в частности, активных методов обучения;
  • использование для оценивания достижений самооценки, взаимооценки и критериев качественных уровней успешности;
  • фиксирование внимания на успехах учащихся и перевод их неудач в положительную плоскость.

Эмоциональный комфортный климат на уроке и положительные эмоции переживания успеха станут более вероятными при владении учителем стилем доверительного общения с учащимися, при его стремлении к максимальной гибкости, способности к сочувствию и сопереживанию, восприимчивости к потребностям учащихся. Немаловажны здесь и умение учителя придать личностную окраску преподаванию, его эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе и жизнерадостность, которая передается детям, повышая у них стремление, стать успешнее.

Таким можно предложить учителям в качестве педагогических рекомендаций по развитию мотивации достижений учащихся следующие:

  • чаще менять характер и формы деятельности для обеспечения новизны и разнообразия, содержание задач насыщать практической значимостью, теоретический материал делать ярким и необыкновенным;
  • давать школьникам возможность для проявления самостоятельности в выборе степени сложности задачи и путей её решения, предоставляя помощь при возникновении трудностей и противоречий;
  • не акцентировать внимание учащихся на ограниченное время, непрестанно вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивая им свою поддержку, поднимая тем самым их самооценку;
  • организовывать деятельность учащихся в парах и микрогруппах, вызывая эффект соревнования и создавая ситуацию сотрудничества; 
  • оценивать деятельность каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и специфики учебного предмета конструктивно, т.е. указывая способы улучшения деятельности;
  • поощрять любые достижения учащихся, создавая положительный эмоциональный климат в группе. 

 

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 224 с.
  2. Богданова Т.Г. Мотивация как условие повышения качества и продуктивности интеллектуальной деятельности школьников с нарушениями слуха // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 99-106.
  3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 304 с. 
  4. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с. 
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. М.: Академия, 2012. 656 с. 
  7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2008. 176 с.
  8. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.
  9. Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. 432 с. 
  10. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. М.: ВЛАДОС, 2004. 665 с. 
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2012. 720 с. 
  12. Специальная педагогика: учебное пособие / под ред. Назаровой Н.М. В 3 т. Т. 2. М.: Академия, 2008. 352 с. 
  13. Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2009. 560 с. 
  14. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А. Кручинин, Е.А. Булатова. Нижний Новгород.: ННГАСУ, 2010. 155 с. 
  15. Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. ПрихожанURL: http://www.psychologos.ru/articles/view/metodika_diagnostika_samoocenki_dembo-rubinshteyn._modifikaciya_prihozhan.
  16. Реан А.А. Методика определения мотивациидостижения успеха и боязни неудачи. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/08.html.
  17. Самооценка и уровень притязаний. URL:http://www.vashpsixolog.ru/teenager/44-personal-development/917-issledovanie-samooczenki-u-uchashhixsya-yunosheskogo-vozrasta?start=1.
  18. Уфимцева Л.П. Методика определения мотивационной сферы учащихся. URL: http://azalia.ucoz.ru/Dokument/.