Использование приемов технологии развития критического мышления при обучении методике преподавания русского языка

Северьянова Наталья Александровна

Преподаватель, БПОУ ОО "Исилькульский профессионально-педагогический колледж",  г. Исилькуль Омской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Северьянова Н.А. Использование приемов технологии развития критического мышления при обучении методике преподавания русского языка // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 99623


Социально-экономические преобразования в обществе закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании. Вместо существующей знаниевой образовательной парадигмы в последние десятилетия предлагается личностно ориентированная, основывающаяся на организации взаимодействия обучающихся и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Ядром этой системы образования провозглашается личность обучающегося.

Одним из возможных способов реализации личностно ориентированного обучения являются технологии развития критического мышления, достоинства которых ярко проявляются в их дидактических особенностях: 

- обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умений, навыков и способов мышления;

- создаются условия для вариативности и дифференциации; 

- появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;

- формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении;

- осуществляется сотрудничество в обучении. 

Для современного педагога данные технологии важны и тем, что разрушают сложившиеся стереотипы педагогической деятельности:

- обучающийся не должен делать ошибки; 

- на уроке нужно оценивать обучающегося;

- преподаватель знает, как и что должен отвечать студент;

- преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;

- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть дан ответ.

Анализ содержания программного материала по методике преподавания русского языка в начальных классах позволяет определить темы, которые допускают изучение учебного материала с использованием технологий развития критического мышления, как-то: работа с информационным текстом, позиционное обучение, учебная дискуссия, взаимообучение.

К одной из таких тем относится «Диктант и его виды». Учебное занятие по данной теме хорошо организовать с использованием методики «Взаимообучение».

В основе «Взаимообучения» лежит следование трём фазам.

Первая фаза – «Вызов» – подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, который предполагается на следующем этапе. Следовательно, приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. При проведении вышеназванного занятия используeтся приём «Верите ли вы в то, что…». Студентам, объединённым в группы по 4-6 человек, предлагается ответить на вопросы по теме занятия и обосновать своё мнение: «Верите ли Вы в то, что диктант является эффективным упражнением по орфографии? Существует классификация диктантов? Обучающие диктанты проводятся с целью формирования, совершенствования навыков по теме? Любой диктант проводится по определённым этапам? К контрольному диктанту предъявляются особые требования?» При этом первоначальное обсуждение ответов проходит в группах, а затем группы последовательно озвучивают ответы.

Когда студенты вспоминают всё, что знали, прикинули, в чём уверены и в чём сомневаются, задались конкретными вопросами, они готовы приступить к следующей стадии «Осмысление», которая предполагает ввод новой информации. Данная фаза занятия проводится с использованием приёма «Зигзаг». Именно на этом этапе осуществляется взаимообучение.

Студенты, работая в экспертных группах, не только читают и сообща изучают новую для них информацию, такую, как: «Диктант как вид работы», «Характеристика отдельных видов обучающих диктантов», «Этапы проведения любого диктанта», «Методика проведения контрольного и контрольно-обучающего диктантов», но и готовят презентацию, планируя эффективные способы её преподнесения и проверки качества усвоения в первоначальных четверках.

Возвращаясь в первоначальные группы, обучающиеся по очереди объясняют рассмотренные ключевые понятия. Задача команды заключается в том, чтобы каждый хорошо овладел всей темой целиком.

Третья фаза – «Рефлексия» – является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности. Приёмы, используемые на стадиях «Вызов» и «Осмысление», логически переходят в стадию «Рефлексия» и достигают там своей кульминации. Чтобы выяснить, в какой степени студенты осмыслили полученную информацию, они разделяются на 4 группы, каждая из которых получает задание охарактеризовать определенные виды диктантов или этапы их проведения, используя метаплан с последующей его презентацией. Наиболее эффективным для данного занятия является приём «Сравнительная таблица», который предполагает сравнение ключевых аспектов по изученной теме. Презентация таблицы и выполнение практических заданий (определить вид диктанта по его описанию) позволяют систематизировать знания по теме, оценить результаты проделанной работы. 

Научить студентов работать в группе достаточно значимо, поскольку навыки взаимодействия, которые они получают при этом, обеспечивают в дальнейшем всестороннюю социализацию в мире взрослых, ведь очень важно уметь свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к преподавателю, осуществляющему управление группой в целом, поскольку он должен хорошо владеть дисциплиной и регулировать взаимодействие студентов.

После презентации метаплана студенты оценивают деятельность каждой группы в соответствии со следующими критериями: точность, правильность, доступность, уровень владения материалом, ораторское искусство.

В целом взаимообучение развивает у студентов критическое мышление, а именно: наблюдательность, стремление к всесторонней осведомлённости, умение выделять в тексте основное, готовность к самостоятельной работе, стройность и цельность рассуждений, открытость. 

Кроме того, формируются такие гражданские умения и навыки, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определённым умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.

 

Библиографический список

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66-72.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
  3. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2007. №8. С. 11.
  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2007.