Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Михайлова Оксана Ивановна

Воспитатель, МАДОУ д/с "Родничок", г. Советский

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Михайлова О.И. Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.05.2018).

Заказ № 96722


«Я пытался достичь сердца ребёнка словами, 

они часто проходили мимо него не услышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами, 

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребёнка?» - воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

 

Ли Тоубер

 

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляют взгляд 24 пары пытливых, любознательных глаз. Голубые, зелёные, карие… они смотрят широко и открыто, и ты любишь их всех – ласковых, упрямых, капризных и весёлых… 

Проведя в группе анкетирование родителей, я получила следующие результаты:

- все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 36% опрошенных. 

- родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 47%.

Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют игры: лото, пазлы, прятки, догонялки, дочки-матери.

В какие игры любит играть их ребенок?

Называют подвижные, спортивные, компьютерные.

Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игр, не умеют их организовать, а некоторым даже не знакомо словосочетание «сюжетно-ролевая игра». 

Поэтому я выбрала тему: «Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевых игр».

Актуальностьсостоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволили выявить следующиепроблемы:

  • недостаточное понимание взрослых значимости сюжетно-ролевой игры в семье;
  • недостаточная предметно – пространственная развивающая среда в группе по данной проблеме.

Цель:

Создание условий для развития сюжетно – ролевой игры через систему социальных отношений.

Задачи:

  1. Создать предметно-развивающую среду для успешного развития сюжетно-ролевой игры;
  2. Развивать социальную активность и самостоятельность детей через включение их в игру
  3. Повысить компетентность родителей по данной теме.

Средства и методы деятельности:

  • изучить и проанализировать подборку методической литературы;
  • наблюдение в ходе игровой деятельности;
  • беседы;
  • игровая деятельность;
  • определить перечень сюжетно-ролевых игр;
  • разработать циклы развития сюжетно-ролевых игр по возрастам.

Перспективно-тематическое планирование по сюжетно-ролевой игре в разных возрастных группах (к каждой игре прописана цель, подготовительная работа, краткое содержание игры, оборудование, связь с другими видами деятельности).

Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:

  • На 1-м этапе ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.
  • 2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.
  • 3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание - условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

В содержание работы вошла подборка игр и упражнений:

  • по созданию образа «Я», направленные на повышение самоуважения, своей индивидуальности, на улучшение взаимоотношений с окружающими;
  • игры на развитие социальной уверенности.

При организации сюжетно-ролевых игр учитывала индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, даю детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляю их фантазию. Моя задача – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло. 

Свои действия в игре сопровождаю речью и средствами выразительности: показом, мимикой, жестом. В ходе обучения игре выполняю главные роли (врач, мама). Использую прямые указания (разъяснения, оказание помощи, совет по ходу игры). Далее переходила на второстепенные роли. Являясь участником игры, всегда направляю действия детей. Учитывая способности детей при распределении ролей, даю советы по ходу игры. 

Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и подражает отношениям, поведению и деятельности окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми.

Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

В большинстве игр отражается труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет - палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенок называет предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет сознательно новым значением. Закономерен вопрос: где границы замещения? Все ли может быть всем в детской игре? Оказывается, что нет. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания.

Проводятся игры на эмоциональное сближение детей: «Назови ласково», «Мы любим друг друга».

На развитие социальных способностей и навыков: «Накроем стол», «Помоги другу», «Мы помощники» и др. При проведении игр занимаю равную позицию ребенка (на диване, на полу). Во время обучения игре, учу брать на себя роль, использовать различные обращения друг к другу и тактильно-эмоциональные способы воздействия. Работа направлена на развитие социальной уверенности, устранение тревожности, на повышение своей самооценки. Даю представления о способах и нормах поведения в общественных местах. 

Содержание работы потребовало пересмотра, пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей. В ходе работы стала обогащать предметно-игровую среду, так как это является важным условием для саморазвития и проявления творчества детей. 

Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, как «Магазин», «Шофер и пешеходы», «Дочки – матери», «Больница», «Парикмахерская». Изготовлены атрибуты к этим и другим играм. Предметно-игровая среда организована так, что дети могут участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, конструктивных, театральных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будит познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

Еще одним условием для развития игровой деятельности является взаимодействие ДОУ и семьи к организации детской игры. Проводила традиционные консультации:

  • «Что такое игра?»,
  • «Сколько можно играть?»,
  • «Стратегия игрового взаимодействия родителей с ребенком»
  • «Что такое сюжетно-ролевая игра»

Анкетирование: «Во что играют дети дома?»

Давала советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации различных игр с детьми дома.

На родительских собраниях демонстрировала инсценировки сказок: «Теремок». «Репка».

Провела семинар- практикум «Игры, в которые мы играем».

Привлекла родителей к обогащению предметно-игровой среды: изготовление и подбор игровых атрибутов.

Подобраны практические материалы в помощь педагогам и родителям: «Игры в социально-личностном развитии дошкольников», «Как способствовать социальному развитию дошкольника», «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Развитие ребенка в игровой деятельности».

Для того чтобы оценить эффективность реализации своей работы, я разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:

  • уровень социального развития ребенка (идет на контакт, действует сообща, принимает помощь, действует под руководством, контролирует свое поведение, конфликтует, соблюдает очередь).
  • уровень развития игровых умений (содержание игровых действий, разнообразие сюжетов, наличие интереса к игрушке, понятие замысла, планирование игры, соблюдение правил, принятие роли, участие в распределении ролей, отношение между детьми в игре).
  • уровень развития коммуникативно-речевых навыков (отношение партнера в игре, взаимодействие со сверстниками, контакты со взрослыми в процессе игры, наличие конфликтов в игре, сопровождение игры речью, особенности ролевого диалога).

В рамках данной работы наблюдается активное усвоение дошкольниками социально нравственных отношений в процессе творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По результатам диагностики следует отметить, что уровень социальных знаний повысился: 

  1. Приобретается детьми положительный социальный опыт в сложной игровой ситуации.
  2. Создаются предпосылки для целенаправленного творческого построения желаемых ситуаций в совместной деятельности дошкольников. По результатам диагностики следует отметить, что уровень развития игровых умений значительно повысился. 

Действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в социально-развивающей игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и возможности ребенка.

В процессе сюжетно-ролевых игр дети овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности. Таким образом, осуществляется развитие детей, подготовка их к обучению в школе, а в целом проходит их первичная социализация.

Игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

В дальнейшем планирую вести работу по расширению предметно -игровой среды используя для этого: чтение художественной литературы, просмотр детских научно-популярных фильмов, прослушивания аудио кассет рассматривание иллюстраций, изготовление новых атрибутов к играм вместе с детьми и родителями.

 

Использованная литература:

  1. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте» М.: Воспитание дошкольника, 2002.
  2. Недоспасова В. А. Растем, играя. М.: Просвещение.
  3. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
  4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 124 с.
  5. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 192 с.
  6. Зворыгина. Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1989.