Конспект занятия (НОД): "Роль окраски в жизни животных"

Овченкова Виктория Викторовна

Воспитатель, МОУ Детский сад № 66, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овченкова В.В. Конспект занятия (НОД): "Роль окраски в жизни животных" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 98381


Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)

Формы занятия (НОД): познавательно – исследовательская деятельность

Формы организации: подгруппа.

Задачи:

  • образовательные: расширять знания о разнообразии и роли окраски в жизни животных, о связи внешнего вида животного со средой его обитания.
  • развивающие: содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за животными, а также любознательности, развивать умственные способности детей при установлении элементарных причинно-следственных связей;
  • воспитательные: воспитание бережного отношения к животным, способствовать формированию интереса к объектам живой природы и навыков проведения наблюдения за ними.

Словарь новых слов: скрывающая, расчленяющая, предупреждающая.

Предварительная работа: как животные приспосабливаются к месту обитания.

Оборудование и материалы: мольберт с базовыми рисунками к программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», презентация, бумажные силуэты насекомых, квадраты цветной бумаги, раскраски животных, цветные карандаши. 

Ход занятия (НОД)

Дети вместе с воспитателем подходят к мольберту с расположенными на нем базовыми рисунками программы «Наш дом – природа». Педагог вместе с детьми рассматривает базовый рисунок «Дом человека» и «Дом природы».

Проводится дидактическая игра «Расскажи, что на рисунке» создающая мотивацию к деятельности. 

Воспитатель: Что нарисовано на верхнем рисунке?

Дети: Дом природы.

Воспитатель: Что нарисовано на нижнем рисунке?

Дети: Дом человека.

Воспитатель: Чем похожи эти рисунки?

Дети: перечисляют чем они похожи.

Воспитатель: Как называются животные, живущие рядом с человеком или в доме человека?

Дети: Домашние.

Воспитатель: Как называются животные, живущие в доме природы?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Чем отличаются домашние и дикие животные?

Дети: Человек заботится о домашних животных и т.д.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. Дикие животные сами заботятся о себе: добывают пищу, ищут жилище, прячутся от врагов, поэтому они приспосабливаются к месту обитания. Как вы думаете, как они это делают?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Вы много рассказали, молодцы. Я хочу рассказать вам, какую роль в жизни животных играет окраска.

(Презентация) Дети садятся за столы.  

Открытие нового знания 

Ребята, у животных, как и у людей «одежда» бывает разного цвета, с разными узорами. А для чего животным разнообразная окраска (Свободные ответы). Очень часто окраска животных достаточно красива. Нельзя не залюбоваться яркими бабочками, или удивительной расцветкой оперения птиц. Однако большинство животных окрашено достаточно скромно. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в путешествие, а проводником в мир живой природы у нас будет божья коровка. Давайте закроем глаза, и божья коровка отправит нас в путешествие. Где же мы очутились? 

Дети: Мы оказались на зеленой лужайке. 

Воспитатель: Каких насекомых вы здесь видите? 

Дети: Кузнечики, лягушки.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: зеленого, серого.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего этим животным такая окраска? 

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, такая окраска у животных называется «скрывающей», то есть помогающая им спрятаться. Немало животных имеют зеленую, желтовато-зеленую или буро-зеленую окраску. Они обитают среди луговых растений или скрываются в зеленой листве деревьев и очень мало заметны в окружающей их среде. Таково, например, большинство видов кузнечиков и других насекомых луга, змей, различных видов лягушек и ящериц.  А наше путешествие продолжается (летим вместе с божьей коровкой). Открываем глаза, где мы находимся? 

Дети: В лесу 

Воспитатель: Немало животных, имеющих скрывающую окраску, меняют ее посезонно. Кто это?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Зимний белый мех зайца-беляка сменяется на лето буровато-серым мехом. Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. Сезонная смена скрывающей окраски — еще одно подтверждение ее приспособительного значения. 

Военные сооружения, машины, орудия и другие предметы, которые надо скрыть, часто окрашивают беспорядочным сочетанием темных и светлых полос и пятен. Подобная окраска выгодна тем, что она скрадывает форму и очертания танка или сооружения, как бы расчленяет его на части и потому прекрасно маскирует. Этот принцип расчленяющей окраски человек заимствовал из природы. Это расчленяющая окраска. Каких животных с расчленяющей окраской вы знаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Оперение куропатки сливается с окружающим фоном. Давайте отдохнем. 

(Физкультминутка).

Для того чтобы найти в лесу насекомых я предлагаю вам посадить их на квадраты разного цвета. А теперь насекомые прячутся, чтобы их не заметила и не съела птица? Разместите всех насекомых по их «домам» так, чтобы они были не заметны. Посмотрите, у божьей коровки нет подходящего домика, как вы думаете почему?

Дети: Она не боится птиц, и не хочет от них прятаться. 

Воспитатель: Животные с яркой окраской, как правило, не прячутся. Все дело в том, что эти животные несъедобны, например, для птиц, питающихся насекомыми; они ядовиты или противны на вкус. Возьмите в руки божью коровку — у жучка на местах сочленения ножек появляются капельки жидкости, издающей едкий запах. Защитная яркая окраска предупреждает, что этих животных нельзя есть. Птица, раз-другой схватив клювом такое яркоокрашенное насекомое, бросит его и уже больше никогда не будет к нему прикасаться. Это значит, что у птицы быстро вырабатывается условный рефлекс на яркую окраску. Таким образом, божьи коровки, клопы-солдатики и другие насекомые защищаются тем, что они неприятны на вкус или ядовиты, а их окраска предостерегает птиц. В какой квадрат можно посадить её? 

Дети: В любой.

Воспитатель: Правильно. Разместите насекомых так чтобы они стали заметны и испугали птиц. Молодцы.

Итог:

Воспитатель: А теперь давайте поблагодарим божью коровку за интересное путешествие, нам пора возвращаться в нашу группу. Давайте ещё раз вспомним, что нового мы сегодня узнали об окраске животных? Какая она бывает и для чего нужна? Воспитатель: Молодцы. А теперь предлагаю вам выбрать себе картинку любого животного о ком мы сегодня говорили и раскрасить его.  Проходите за столы.