ФЭМП в подготовительной группе на тему "В стране Формляндия" (конспект ООД, познавательное развитие)

Смолина Татьяна Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №122 "Солнечный лучик", Чебоксары, Чувашская Республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Смолина Т.А. ФЭМП в подготовительной группе на тему "В стране Формляндия" (конспект ООД, познавательное развитие) // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 17.07.2018).

Заказ № 93094


Программное содержание:

Образовательные задачи:

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.

Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (цвету, форме, величине и толщине).

Закрепить умение в последовательном назывании дней недели.

Развивающие задачи:

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу), способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.

Развить логическое мышление, сообразительность, внимание.

Формировать мыслительные операции, развитие речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.

Предварительная работа: 

развивающая игра «Блоки Дьенеша», дидактические игры «Дни недели, стройся!», «Наведем порядок», упражнение «Придумай и реши», графические диктанты. 

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, карточки с заданиями для составления задач, мяч, 3 разноцветных обруча.

Раздаточный материал: математический набор на каждого ребенка – цифры от 1 до 20, геометрические фигуры - блоки, карандаши, бумага.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт. Откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо, которое адресовано детям нашей группы. А интересно, от кого оно? Прочитаем его, и нам все станет ясно.

Читают письмо:«Дорогие ребята, в нашей стране Формляндия случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей нашей страны – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Помогите пожалуйста, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Жители страны Формляндия».

- Ребята, поможем выполнить задания и расколдовать жителей Формляндии?

- Поможем!

- Тогда отправляемся в волшебную страну! Повторяйте все за мной:

Покружились, покружились

И в стране Формляндия мы очутились!

- Ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах, ведущих в волшебную страну. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет: «Посчитайте, сколько геометрических фигур изображено на замке». (3 ответа индивидуально, все хором)

- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общего? (сравнение по величине, форме, цвету) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? 

- Круг – не имеет углов.

- Молодцы, замок открыт. Мы можем зайти в страну Формляндия.

- Итак, первое задание: Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место.

Воспитатель раздает карточки с цифрами от 1 до 20, дети выстраивают правильно числовой ряд по заданиям: от 1 до 20, от 20 до 1.

- А теперь второе задание: Помогите жителям страны Формляндия составить и решить задачи на сложение и вычитание.

- Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? С помощью каких арифметических действий можно решить задачи? 

- Злой волшебник оставил нам карточки с заданиями, посмотрите внимательно и определите, с помощью которой можно составить задачу на сложение, а которая на вычитание? 

Работа над задачей ведется в следующей последовательности: повторение задачи; определение структуры задачи; выбор арифметического действия с указанием числовых данных; запись решения задачи с помощью цифр и арифметических знаков; чтение записи решения задачи; ответ на вопрос задачи и его обоснование.

- Теперь предлагаю вам немножко отдохнуть.

 Проводится физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Пола руками коснитесь.

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

В круг скорее становитесь,

Дружно за руки беритесь!

И друг другу улыбнитесь

- Злой волшебник приготовил для вас следующее третье задание, ответив правильно на вопросы, вы его выполните. 

Воспитатель по очереди задает вопросы и бросает мяч. Дети должны ответить на вопросы и вернуть мяч.

1. Круг уехал в гости к Шару в пятницу, а вернулся через два дня на третий. В какой день недели вернулся Круг? (В понедельник.)

2. Жители страны Формляндия начали готовиться к празднику в понедельник, а через три дня на четвертый начался праздник. Когда начался праздник? (В пятницу.)

3. В воскресенье Куб спросил у папы Квадрата, когда у него будет день рождения. Папа сказал, что послезавтра. Когда у Куба будет день рождения?(Во вторник.) и т. д.

- А теперь проходим дальше, рассаживайтесь по своим местам.

- Для того, чтобы выполнить следующее задание необходимо подружить наши пальчики:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5!

Будем дальше мы играть.

- В стране Формляндия было много птиц, за которыми ухаживали жители этой страны. Но злой волшебник всех разогнал, птицы улетели. Помогите жителям вернуть птиц и заселить в подготовленные домики. 

Проводится игровое упражнение «Поможем птицам заселиться в домики».

- Возьмите чистые листы бумаги и расположите на участке домики для птиц, соблюдая следующие условия:

  1. Посередине участка растет береза, нарисуйте ее, обозначив треугольником черного цвета.
  2. На вершине березы нарисуйте скворечник, обозначив его квадратом коричневого цвета.
  3. Справа от березы растет рябина, нарисуйте ее, обозначив треугольником красного цвета.
  4. На рябине нарисуйте скворечник прямоугольной формы.
  5. Слева от березы растет ель, нарисуйте ее, обозначив треугольником зеленого цвета.
  6. На ели нарисуйте гнездо круглой формы черного цвета.
  7. Под березой – кустарник, обозначив его овалом зеленого цвета.
  8. На кустарнике – кормушку овальной формы черного цвета.
  9. За березой нарисуйте тополь, обозначив его треугольником желтого цвета.
  10. На тополе нарисуйте зеленую кормушку прямоугольной формы.

5-ое задание (с блоками Дьенеша).

- А теперь поможем заселить птичек в гнездышки (работа с тремя обручами).

Дети берут по одному блоку и кладут в то «гнездо», которое подходит, ориентируясь на карточки-символы. 

- Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране Формляндия, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Жители волшебной страны вам очень благодарны за помощь:

Через ворота мы пойдем,

И домой мы попадем!

- Ребята, где мы с вами побывали?

- Какие задания выполняли?

- Что было трудным, а какое задание вы выполнили с легкостью?

- Я рада за вас. Надеюсь, что в следующий раз вам также будет интересно.