Клуб любящих родителей, как одна из форм родительского образования

Чернова Елена Борисовна

Старший воспитатель, МБОУ "Голдыревская СОШ" структурное подразделение для детей дошкольного возраста, Пермский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чернова Е.Б. Клуб любящих родителей, как одна из форм родительского образования // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 92745


Душа ребенка – чистая слеза,

В ней и тепло, и свет, и откровенье,

И искренность, доверенность в глазах,

И ожиданье доброго общения!

Ребенок отражает любовь как зеркало, но для того, чтобы отразить эту любовь, ему необходимо ее получить. А отражает он любовь точно такую же, какую получает от своих родителей.

Ни в одном нормативном документе не прописано, что родители должны стать активными помощниками педагогам, посещать все мероприятия в ДОУ, так же нет нормативной базы о механизмах взаимодействия с родителями. А нам педагогам так не хватает - взаимодействия, доброжелательных отношений, которые строились бы на основе инициативы не только со стороны образовательного учреждения, но и со стороны родителей.

С целью установления тесного взаимодействия дошкольного учреждения и родителей в 2008 году был создан клуб Любящих родителей. И вот уже 10 лет как функционирует наш клуб. Основными задачами Клуба являются:

  • развитие у родителей духовно-нравственной культуры;
  • повышение педагогической культуры и знаний у родителей;
  • вовлечение в процесс жизнедеятельности ДОУ путем поиска и внедрения нетрадиционных форм взаимодействия с родителями;
  • активное включение родителей в процесс воспитания детей.

Наш клуб посещают родители, которые любят своих детей, заботятся о развитии своего ребенка, которым не безразлично чем занят ребенок в саду. С момента поступления ребенка в детский сад родители имеют возможность посещать заседания клуба любящих родителей, где каждый чувствует себя комфортно, может высказать открыто свое мнение или точку зрения по какому либо вопросу.

В начале учебного года проводим анкетирование родителей, составляем перспективный план. Затем на общем родительском собрании объявляем о том, что в течение года желающие родители могут вновь посещать Клуб. На первом заседании в октябре – знакомим с планом работы, при этом обязательно учитываем пожелания родителей. Если необходимо в план вносим корректировку. Некоторым родителям (например, психолог школы) предлагаем провести тренинг и они с удовольствием откликаются.

Когда был создан клуб заседания проводили 3 раза в год, в дальнейшем по просьбе самих родителей - 1 раз в квартал. А сейчас 1 раз в полтора месяца. За эти годы в клубе сложились традиции: первая - обязательно 1 раз в год (в феврале) отмечаем день рождения клуба и проводим заседание в чайной гостиной. Родители делятся рецептами блюд, показывают своё кулинарное искусство. Вторая – ежегодно осенью в октябре организовываем поход в осенний лес. В поход приглашаем и детей. Собираем природный материал, чтобы в течение года дети могли конструировать, мастерить поделки.

За неделю до заседания каждый родитель получает приглашение на клуб. В изготовлении пригласительных помощь оказывают дети (рисуют, делают аппликацию).

Состав родителей для клуба не определен, так как посещение строится на добровольной основе. Посетив одно заседание, родители сами решают, прийти повторно на клуб или нет. Но они четко знают, что получат ответ на вопрос, на который не могли найти ответ долгое время, что здесь их ждет взаимопонимание, доверие, уважение. Поэтому в клубе всегда многолюдно.

Темы Клуба любящих родителей интересны и разнообразны: «Моя любовь к ребёнку», «Любовь моего ребенка и любовь к моему ребенку», «Наш семейный досуг», «Как воспитать предприимчивого ребенка», «Игры, в которые играют», «Ребенок и взрослый – играем и развиваемся вместе», «Ребенок пришел в детский сад» и др.

Заседания клуба проходят в разных формах, используются разнообразные методы и приемы: беседы, экспресс-викторины, анкетирование, решение проблемных ситуаций. Участники клуба рисуют, сочиняют, играют в игры, исполняют роли певцов, актеров, учатся делать комплименты, выполняют упражнения направленные на установление отношений между детьми и родителями. Родители усваивают правила игр для того, чтобы можно было подобные игры организовать дома со своими детьми. С удовольствием, умилением через игру они вспоминают свое детство.

Мы не поучаем родителей, а советуем им, размышляем сообща, вместе, а так же договариваемся о том, что мы можем сделать при совместном взаимодействии.

В завершении каждой встречи проводится рефлексия, где участники могут озвучить свои ощущения и мысли о встрече. Рефлексия помогает проанализировать встречу, увидеть что удалось, а что было непонятно для родителей. Из положительных отзывов родителей видно, что деятельность клуба важна и необходима

За 10 лет функционирования клуба хочется выделить преимущества:

  • общение родителей в неформальной, дружественной обстановке, чувство свободы помогает ближе узнать друг друга, понять общность интересов;
  • участники могут задать и обсудить значимые для себя и своей семьи вопросы, найти решения проблем, поделиться своими сомнениями, не опасаясь негативных последствий;
  • родителям предоставлена возможность добровольного участия, самим выбирать тему встречи, чтобы получить педагогическую, информационную помощь;
  • родительский коллектив стал более сплочен, царит доброжелательная атмосфера.

 

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. 2002. № 4.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
  3. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями // Дошкольная педагогика 2007.
  4. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002. № 47 48.
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002.
  6. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
  7. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007.