Космос: сценарий тематического развлечения для старших дошкольников

Ицкович Марина Николаевна

Музыкальный руководитель, МАДОУ № 32 " Росинка", г. Хабаровск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ицкович Н.Н. Космос: сценарий тематического развлечения для старших дошкольников // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 92747

Задачи:

— познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты,

первым космонавтом Ю.А. Гагариным;

— расширить кругозор детей и развить их воображение;

— воспитать чувство патриотизма

Цель: расширять и углублять знания дошкольников о космосе.

и гордости за Отечество.

Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, фотографии и слайды запуска ракет с космодрома «Байконур» и космодрома «Восточный» фотоальбом о покорителях космоса.

Предварительная работа:

Ознакомление с художественной литературой: чтение стихов о космосе, разгадывание загадок, мини викторина, Н.А. Андреев «Как человек научился летать»; Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос?», А. Леонов «Выхожу в космос», Просмотр развивающего мультфильма телестудии «Роскосмоса», «Путешествие Юры и Нюры», игра-викторина «Угадайка».

Музыкально-ритмическая деятельность: слушание песен о космосе группы «Непоседы», А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был...», разучивание песни «Наш звездолёт», автор музыки и текста Олеся Емельянова.

Развлечение проходит в празднично-украшенном зале.

Ход развлечения:

Слайд №1

В зал под музыку «Марш юных космонавтов» входят дети и ведущая.

Ведущий. Ребята сегодня, 12 апреля, мы отмечаем важный праздник – день Космонавтики.

Что вы знаете о космосе? Космос – загадочный мир звезд и планет.

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство.

Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели».

Именно Циолковский «научил» многотонные ракеты подниматься в космическое пространство. Он рассчитал, сколько нужно топлива, чтобы развить скорость для преодоления земного притяжения. Создать первую ракету стоило многих трудов.

Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли.

Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

(Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы)

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства.

Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

1 ребенок:

Ах, этот день — двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской.

Землей-планетой был усыновлен.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка.

В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось.

Слайд №2

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы:

Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?

Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

2 ребенок.

Космонавтом хочешь стать –

Должен много-много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

3 ребенок.

Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать,

Слабых в космос не берут –

Ведь полет нелегкий труд.

Проводится музыкальная разминка.

Ведущий. В 1955 г. правительством страны было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Так появился космодром Байконур.

Слайд №3

А кто скажет, как называется космодром, который построили у нас на Дальнем Востоке?

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о строительстве Космодрома «Восточный»

И предложил построить рядом с космодромом «Восточный» в Амурской области наукоград - новый город и дать ему имя - Циолковский, в честь Константина Эдуардовича Циолковского - мыслителя и изобретателя, «космического пророка».

Это будет город административный центр космодрома. В новом городе появятся научные предприятия и конструкторские бюро, производства по сборке.

Слайд №4

4 ребенок.

К далёким орбитам

И звёздам манящим

Восточное небо открыло пути!

Мечта не забыта,

И к ней в настоящем

Мы гордо и смело готовы идти!

Историческое для России событие состоялось — с нового космодрома «Восточный», впервые запущена ракета-носитель со спутниками.

28 апреля 2016 года в 5 часов 01 минуту и 21 секунду ракета

Союз-2.1а стартовала с космодрома «Восточный»! Фантастическое зрелище!

Слайд №5

(Звучит космическая музыка и в зал входит Звездочет)

Звездочет:

Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Правильно, я Звездочет.

Ребята, а как еще называют людей, которые изучают звезды?

(ответы детей)

- По - другому, можно назвать его астроном.

- Ребята, а вы знаете, где находятся звезды? (Звезды находятся в космосе)

- Что такое космос? (Космос – это бесконечное безвоздушное темное пространство, в котором находятся наша Земля, другие планеты, звезды, Солнце.)

- Что такое звезды?

(Звезды – это гигантские шары из светящегося газа.)

- Что такое планеты?

(Планеты в отличие от звезд состоят не только из газов, но также из жидкостей и твердых частиц)

- Ребята, солнце это планета или звезда?

(Солнце – это тоже звезда самая близкая к Земле.)

Я смотрел в свою подзорную трубу и увидел, что вы готовитесь в путь к звездам. А вы готовы к такому путешествию?

Ну, тогда отправляемся.

Ведущий:

Да, Звездочет. Мы хотим совершить небольшое путешествие и успеть вернуться к обеду.

Звездочет:

Выбираем два экипажа и двух командиров.

Итак, у нас свами будет два экипажа « Стрекоза» и « Пчела»

Командир первого экипажа:

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости отважных ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас,

И вот мы к полету готовы сейчас!

Экипаж к полету готов! Командир экипажа - …..

Командир второго экипажа:

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым первым будет наш

Неразлучный экипаж!

Экипаж к полету готов! Командир экипажа - …

Звездочет:

Чтобы отправиться в полет мало быть сильным и выносливым.

Нужно очень много знать.

Я вам сейчас по очереди буду спрашивать.

За каждый правильный ответ команда

получает жетон.

1. Назовите планеты Солнечной системы? (Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон, Земля.)
  2. Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)
  3. Как называется один оборот искусственного тела вокруг Земли? (Виток.)
  4. Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? (Орбита.)
  5. Что такое Вселенная? (Все то, что существует на Земле и в не ее, другое ее название. Космос)
  6. Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп)
  7. Как можно назвать летчика? (пилот)
  8. Механическая стрекоза? (вертолет)
  9. Как называется руль в самолете? (штурвал)
  10. Средство для спасения летчика? (парашют)

Отлично справились. Подводится итог этого конкурса.

Звездочет:

Ребята, а на чем же вы полетите?

Ведущий:

Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Давайте воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.

5 ребенок.

Придумал Незнайка корабль межпланетный.

Чертил чертежи в обстановке секретной.

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листах все детали.

А ты рассмотри все его чертежи

И полных чертеж и деталей сложи.

Все надо заметить, все надо учесть,

Быть может, ненужные, лишние есть?

Слайд №5

Игра «Собери ракету»

Выставляется два стола и ребята собирают картинку и склеивают ракету.

Звездочет:

Молодцы. Быстро разобрались в чертежах. Получаете еще жетоны.

К полету готовы.

Ведущий:

Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие.

Внимание! Внимание!

Говорит Центр управления полетами. Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома Восточный, откуда совершим рейс «Земля – Луна – Марс - Земля».

Участники рейса прошли сложные предполетные испытания, и готовы к полету.

Экипажам построиться!

Звездочет:

Командиров прошу доложить о готовности экипажей!

(Командиры докладывают о готовности)

Внимание! Внимание!

Капитаны. Всем приготовиться к запуску!

Дети. Есть приготовиться к запуску!

Капитаны. Пристегнуть ремни!

Дети. Есть пристегнуть ремни!

Капитаны. Запустить двигатели!

Дети. Есть запустить двигатели!

Капитаны Включить контакты!

Дети. Есть включить контакты!

Ведущий:

А теперь мы вместе с вами отправимся в космический полет.

В полете каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Мы будем говорить начало правила, а вы – его продолжение.

Космонавт, не забудь… Во Вселенную держишь (путь)

Главным правилом у нас… Выполнять любой (приказ)

Космонавтом хочешь стать… Должен много, много (знать.)

Любой космический маршрут… открыт для тех, кто любит (труд)

Только дружных звездолет… может взять с собой (в полет)

Скучных, хмурых и сердитых… не возьмем мы (на орбиту)

5.4 .3.2.1. Старт.

Эстафета «Доставь команду на другую планету»

Проводится игра.

Всех доставили. Молодцы.

(выигравшей команде вручается жетон)

Звездочет:

А сейчас выбираем 9 человек.

(на голову детей одеваем шапочки с изображением планет)

Расставляем планеты по порядку.

6 ребенок

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять - дальше всех – Плутон.

Игра расставь планеты по порядку.

(команды играют по очереди)

Ведущий:

Командиры экипажа мы завершаем первый виток вокруг земли.

Командиры первого и второго экипажа:

Земля! Земля! Готовы приступить к выполнению задания!

Ведущий: Приступайте.

Звездочет:

Проверим «Что вы бы взяли с со­бой в космос?» Из имеющихся у вас на столах запасов еды , что можно взять?

Слайд №6

(Берут, только еду в тюбиках)

Ведущий:

Командиры экипажа мы завершаем второй виток вокруг земли.

Командиры первого и второго экипажа:

Земля! Земля! Готовы приступить к выполнению задания!

Ведущий: Приступайте

(под плавную космическую музыку идем по залу змейкой)

Звездочет:

А теперь посмотрите вокруг, сколько мусора.

Разрушаются планеты,

Метеоры и кометы.

Чтоб космический корабль

Мог на Землю приземлиться,

Надо с вами нам, ребята,

Хорошенько потрудиться!

В руки веник и совок

Мы сейчас возьмём,

Мусор весь космический

Быстро уберём!

Аттракцион «Космический мусор»

Ведущий:

Молодцы. Космический мусор убран.

Звездочет:

Командиры экипажа: передайте земле мы делаем вынужденную посадку на луне.

Командиры первого и второго экипажа:

Земля! Земля! Экипажи «Стрекоза» и «Пчела» совершают вынужденную посадку. Нужна дозаправка.

Ведущий: Приступайте.