Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Весенняя капель"

Романенко Елена Владимировна
Фоканова Наталья Ивановна
Родионова Лилия Азьгатовна

Музыкальный руководитель, АНО ДО "Планета детства "Лада", г. Тольятти
Психолог, АНО ДО "Планета детства "Лада", г. Тольятти
Музыкальный руководитель, АНО ДО "Планета детства "Лада", г. Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Романенко Е.В., Фоканова Н.И., Родионова Л.А. Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Весенняя капель" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 15.07.2018).

Заказ № 91488


 

План проведения занятия с использованием интеграции «Весенняя капель»:

  1. Вход детей в зал.
  2. Прослушивания стихотворения Е. Баратынского «Весна», обсуждение средств художественной выразительности слова.
  3. Прослушивание концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди. Беседа с детьми о средствах музыкальной выразительности.
  4. Просмотр картин по теме «Весна». Беседа с детьми о средствах художественной выразительности.
  5. Прослушивание музыки Чайковского «Апрель. Подснежник» и стихотворение П. Соловьевой «Подснежник», движения под музыку, упражнение «Цветок».
  6. Исполнение детьми песни Елены Горбиной «Здравствуй, Весна!». Обсуждение средств музыкальной выразительности.
  7. Просмотр фильма о весне. Обсуждение.
  8. Создание музыкально-хореографической композиции «Весна». Предварительное обсуждение ролей.
  9. Итог. Беседа с детьми о средствах художественной выразительности в музыке, поэзии, живописи и кинематографии. Каждый может выразить свое отношение к чему - либо с помощью слов, звуков, живописи и т. д.

Образовательная область: «Музыка», «Художественное творчество»

Тема: «Весенняя капель»

Цель:

  1. Развивать творческое воображения детей через синтез искусств (музыка, музыкально – ритмические движения, художественная литература, изобразительное творчество, фотография, кинематография).
  2. Закреплять у детей знания о весенних явлениях.
  3. Формировать эстетическое отношение к природе, любовь к музыке.
  4. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества.
  5. Приобщать детей к художественному творчеству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительности искусств (музыка, стихи, произведения искусств живописи, кинофильм, фотография).

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие – правильное выполнение основных движений, их координация; поддерживание интереса и самостоятельности в двигательной деятельности, ее различных формах; активизация творчества детей для закрепления основных видов движения (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов;

Социально - коммуникативное - развитие интереса к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;

Речевое - обогащение словаря, необходимого для освоения всех образовательных областей; развитие речевого творчества;

Художественно - эстетическое – использование художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных и художественных произведений, активизация эмоционального отклика при восприятии произведений изобразительного искусства; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

Познавательное развитие - расширение представления детей о природных явлениях, развитие воображения и творческой активности.

Программные задачи по художественному творчеству:

  1. Развивать любознательность, активность, интерес к музыке и изобразительному творчеству, как средству познания эмоций, чувств, настроения (С-К, П);
  2. Закреплять представления о выразительных возможностях музыки и изобразительного творчества, художественной литературы, богатстве музыкальных и красочных настроений и эмоций (С-К, П, Р);
  3. Развивать стремление к передаче характерных музыкальных образов и средств выразительности, творческих интерпретаций (П, Х-Э);
  4. Развивать стремление к созданию игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений (С-К, Х-Э).

Оборудование: медиа проектор, музыкальный центр, портреты композиторов (П. Вивальди, П. И. Чайковского); фонограммы музыки.

Словарная работа.

Обогащение словаря: «первоцветы», «гурьба», «трепетная», «взволнованный», «стремительная», «порывистая», «лазурь», «полетная», «цикл», «кинематограф».

Активизация словаря: «вокальная музыка», «инструментальная музыка», «оркестр», «регистр», «подснежник», «весна - красна», «А- капелла».

Предварительная работа:

1. Разучивание и пение песни «Здравствуй, весна!» Е. В. Горбиной.

1.Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды.

2. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И. Левитана,

Н. Ромадина.

3. Беседа о цветах - первоцветах, рассматривание иллюстраций.

4. Знакомство с музыкально – ритмическим упражнением «Цветок».

Вход детей в зал под музыку А. Вивальди «Весна» Концерт для скрипки с оркестром 3-я часть. Дети садятся на стульчики.

Муз. руководитель: «Ребята, давайте мы сейчас послушаем стихотворение. Закройте глазки и представьте то, о чем говорится в нем.

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев река несет

На торжествующем хребте поднятый ею лед!

Еще древа обнажены, но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой и шумен и душист.

Под солнцем самое взвился и в яркой вышине

Незримый жавронок поет заздравный гимн весне.

Е. Баратынский

Муз. руководитель: Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть концерты для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года»: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Ребята, пожалуйста, прослушайте внимательно один из концертов этого композитора, и расскажите, какое настроение и какой характер носит музыка, попробуйте определить, какое из времен года композитор изображает в звуках? Итак, представьте, что вы все – художники, но я вам не даю кисти и краски. Вы должны сами в своем воображении, в своей голове нарисовать картинки звучащей музыки. Давайте закроем глаза и окунемся в волшебный мир музыки.

Дети прослушивают музыку А. Вивальди «Весна» Концерт для скрипки с оркестром 1-я часть.

Муз. руководитель: Только что вы прослушали концерт А. Вивальди «Времена года». Я вам специально не озвучивала какое из времен года изображал в своей музыке композитор. Какое настроение, какой характер, какие слова мы можем положить в свой воображаемый «музыкальный сундучок», прослушав эту музыку?

Ответы детей: Веселая, радостная, торжественная, весенняя.

Муз. руководитель.: Ребята, как вы думаете какое время года, изобразил в музыкальных звуках композитор Антонио Вивальди?

Ответы детей.

Методическая поправка: После ответов детей объявить название прослушанной музыки «Весна» А. Вивальди. Если дети не называют правильно название музыки, то сказать, что музыка и ценна тем, что каждый человек после прослушивания может увидеть свою картинку, может сам создать свой образ от услышанной музыки.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вы правильно определили название только что прослушанного музыкального произведения это «Весна» композитора А. Вивальди. Мы выяснили, что с помощью музыкальных звуков, композиторы могут изображать явления природы. А вот художники тоже самое могут передать с помощью красок, кисти, цветов. Сейчас мы с вами посмотрим картины великих художников и выясним, как художники могли передавать с помощью красок характерные черты времен года.

Демонстрация слайдов с изображением весны.

Воспитатель: Ребята с помощью каких красок художники изображали весну?

Ответы детей: серые, грязно голубые, коричневые, все краски как бы «размытые»; но есть и другие краски: ярко голубые, желтые, розовые, красные, зеленые.

Муз. руководитель: Многие композиторы обращались к теме весны. Мы послушали с вами отрывок из концерта Вивальди под названием «Весна». Однажды композитор Петр Ильич Чайковский шел по весеннему лесу и увидел нежный, пробивающийся через холодную апрельскую землю первоцвет – подснежник. Это был хрупкий, голубого цвета цветочек. До чего же он был красив! Петр Ильич потрясенный увиденным, написал музыку, которая вошла в цикл пьес «Времена года» под названием «Подснежник»

О первом распустившемся подснежнике очень хорошо сказала поэтесса П. Соловьева:

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу погода ясна и тепла.

Скажите, ведь правда, что это весна.

Ведь правда, что это весна?

Муз. руководитель: Ребята, давайте послушаем пьесу «Подснежник. Апрель» Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года».

Фонограмма П. И. Чайковский «Подснежник. Апрель».

Муз. руководитель: «Ребята, только что мы прослушали музыку Чайковского «Подснежник». Давайте сейчас мы представим себе, как из маленького зернышка, сквозь толщу земли пробивается первый весенний цветок. Как раскрываются его листики, созревает бутон и расцветает первое весеннее чудо – подснежник.

Фонограмма П. И. Чайковский «Подснежник. Апрель».

Дети двигаются под музыку.

Муз. руководитель: Ребята, и мы с вами на занятиях подготовились к встрече весны. Давайте сейчас споем весеннюю песню композитора Елены Горбиной «Здравствуй, Весна!

Дети исполняют песню Е. В. Горбиной «Здравствуй, весна!»

Муз. руководитель: Молодцы, ребята, хорошо спели! Посмотрите, как поэт, который написал стихи к этой песне и композитор, который написал музыку к песне смогли точно изобразить приход весны. Какой характер, какое настроение носит музыка в этой песне? Давайте положим чудо-слова в наши волшебные воображаемые «музыкальные сундучки» (дети складывают ладошки одну на другую, приоткрывают «крышечку» – верхнюю ладошку и вкладывают туда слова – определения).

Ответы детей: Музыка светлая. Радостная, праздничная. Поется «а- капелла».

Воспитатель: «Весной происходит волшебство и есть люди, которые с помощью видеосъемки, фотоаппарата могут увидеть это волшебство. Волшебство пробуждения природы после зимнего сна.

Ребята, а теперь давайте посмотрим фильм о весне. И если композитор через мелодию, через звуки изображал приход весны, а художник через краски, кисти и цвет, поэт с помощью слов и предложений, то сейчас мы посмотрим, как операторы фильмов видят весеннее пробуждение природы.

Видеоролик «Весенний вальс» Ф. Шопен.

Воспитатель: Ребята, какое волшебство природы вы заметили после просмотра этого фильма?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь, давайте вместе с вами создадим свой весенний фильм о пробуждении природы.

Преподаватель спрашивает у детей: «Кого бы ты хотел изображать в нашем фильме «Весеннее пробуждение»? Кто будет первым весенним ручейком, лучиком, капелькой, птичкой, распустившимся цветком, мотыльком, кустиком, радугой?

Видеоролик «Весенние цветы» под музыку « Сикрет Гарден»

Дети под музыку создают живую картинку весны.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами прослушали музыку Вивальди и Чайковского. С помощью чего композиторы смогли изобразить музыку, изображающую приход весны?

Ответы детей: с помощью звуков, оркестра.

Воспитатель: Так же мы просмотрели с вами картины художников. С помощью чего они смогли передать нам приход весны?

Ответы детей: с помощью красок, света, теней.

Воспитатель: Мы прослушали стихотворения поэтов. С помощью чего им удалось передать настроение весны?

Ответы детей: с помощью красивых слов.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами послушали много прекрасной музыки, посмотрели великолепные картины известных художников, и красивый фильм о весне. Мы с вами сегодня побывали в волшебном царстве звуков, слов и красок. Побывали в гостях у весны. Пожалуйста, придите сегодня домой и принесите с собой в подарок родителям частичку тепла, хорошего настроения, и радости нашей сегодняшней встречи с вами. Обнимите маму и папу. Подарите им весенний рисунок, созданный своими руками. (Дети уходят в группу, где могут, по желанию, нарисовать свои впечатления от занятия, в виде рисунков)