Итоговое занятие за I полугодие в старшей логопедической группе на тему "Волшебный сундук деда Грамотея"

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ №29 "Искорка",  г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Итоговое занятие за I полугодие в старшей логопедической группе на тему "Волшебный сундук деда Грамотея" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 15.07.2018).

Заказ № 90865


 

Коррекционно-образовательные задачи:

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в составление предложение с заданным словом, подбирать слова-признаки и слова-действия. Закрепить умение делить слово на слоги. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудования: мультимедиум, зеркала, коробка, сундук, конверт, звуковые линейки, круги – красные, синие, зеленые, замок, ключи, салфетки, киндер-сюрприз – Кузя, игрушки для игры «Супермаркет».

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед: - Наш девиз:

Дети: Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим, всегда красива.

Четко и неторопливо,

Все что учили на занятиях.

Стук в дверь входит почтальон и приносит посылку и уходит.

Логопед: - Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и логопед распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Логопед: - Сундучок-то не простой! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие ребята! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью ключами, только один ключ подойдет к заветному замку. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей». Слайд 2.

Логопед: - Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи, чтобы открыть заветный замок? Прежде, чем нам выполнить задания, нам нужно приготовить артикуляционный аппарат. Слайд 3.

Выполнение артикуляционной гимнастики «Наш веселый язычок»:

- улыбка - трубочка;

- лопатка;

- качели;

- горка;

- чашечка.

Логопед: - А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похоже.

Засмейтесь – и в ответ,

Он засмеётся тоже.

Дети: - Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Логопед вынимает ключ из-за зеркала)

Логопед: - А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - замок откроем!

Задание №1.

Логопед: - Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением домашнего животного и морского млекопитающего. Кто это?

Дети: Кот и кит. Слайд 4, 5.

Логопед: - Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Кот. Какой первый

звук?

Дети: К-к-к…

Логопед: - Звук К. Давайте попробуем пропеть этот звук. К-к-к… Получается?

Дети: Во рту есть преграда воздуху, и звук не поется.

Логопед: - Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный, твердый.

Логопед: - Правильно! Какой второй звук в слове Кот?

Дети: К-оооо-т! Звук О.

Логопед: - Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о…

Логопед: - Звук О, можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Логопед с детьми пробуют пропеть третий звук Т и определяют, что звук Т при произношении стучит по бугоркам, он не поётся, а значит он согласный, твердый. Дети выкладывают на звуковой линейке. Аналогично разбираем звуковой анализ слова Кит.

Логопед: - Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

Логопед:- Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

Задание №2.

Логопед: - А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке! Слайд 6.

  1. Что же летом на ногах? -
  2. Летом жарко в сапогах!
  3. Чтобы рады были ножки,
  4. Я надену... (босоножки)
  5. Что у мамы на ногах,

Черные как угли.

На высоких каблуках,

Ну конечно … (туфли)

  1. Два братца

Не могут расстаться:

Утром в дороге,

 Ночью на пороге … (сапоги)

Логопед: - Нужно угадать место звука в словах в начале, в середине, в конце слова.

Игра «Угадай место звука»

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в замок второй ключ, замок не открывается).

Гимнастика для глаз Слайд 7.

«ЁЛКА»

Вот стоит большая ёлка,

(Выполняют движения глазами.)

Вот такой высоты.

(Посмотреть снизу вверх.)

У неё большие ветки.

Вот такой ширины.

(Посмотреть слева направо.)

Есть на ёлке даже шишки,

(Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.

(Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый,

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.)

И сосёт в берлоге лапу.

Логопед: - Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Любим мы с водой играть,

Её свойство узнавать.

Стол волшебный как откроем,

Слепим формы из песка,

Нам не жалко пирога.

Также любим мы читать,

Все о природе узнавать.

(Дети достают ключ, он находится в природном уголке)

Задание №3.

Логопед: - Вот и третье задание с третьим ключом.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какие птицы с нами остаются?

Дети: Зимующие птицы.

 - Назовите этих птиц? Слайд 8, 9, 10.

Игра «Назови ласково»

Синица – синичка

Воробей – воробышек, воробьишко

Снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

Голубь – голубка, голубок

Сорока – сорокочка, сорокушка

Ворона – воронушка, вороночка.

Логопед: - Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три ключа! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! Из сказки «Золотой ключик». Слайд 11.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик так и не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение, выполняя движения)

Логопед: - Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

И в мороз, и в холода она спасёт тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким, надень на голову ты... (шапка)

Задание №4.

Игра «Рассмотри, назови, посчитай» Слайд 12.

Логопед: - Ребята, давайте с вами посчитаем, сколько головных уборов.

- Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов.

(Дети делят слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

(Дети справляются с заданием, получают ключ).

Логопед: - А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: строительные кирпичики и находят ключ.)

Задание №5.

Логопед: - Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

- Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ).

Логопед: - Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Логопед: - Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Супермаркет». Мы пришли в магазин. Покупать можно все, если есть в названиях звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

- А теперь мы выбираем только те предметы, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

- Давайте выберем предметы, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука (Дети называют слова и составляют предложение с названым словом). После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Замок открывается.

Логопед: - Ребята, посмотрите, что же лежит в сундучке! (Ответы детей)

 - Спасибо Деду Грамотею!

Итог занятия: Логопед: - Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы!