Проектная задача "Приезжайте к нам на Вишеру!"

Емельянова Елена Борисовна
Шаганова Любовь Леонидовна 
Кондрашова Светлана Петровна

Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №8, г. Красновишерск Пермский край
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №8, г. Красновишерск Пермский край 
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №8, г. Красновишерск Пермский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Емельянова Е.Б., Шаганова Л.Л., Кондрашова С.П. Проектная задача "Приезжайте к нам на Вишеру!" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 90434


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье


 

ПАСПОРТ 
проектной задачи

Название проектной задачи

Приезжайте к нам на Вишеру!

Предмет

окружающий мир, математика, русский язык, литература

Класс

4 класс

Тип задачи

межпредметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

1. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах и на ее основе составить текст рекламы.

2. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.

3. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

4. Развитие языковой и коммуникативной компетенций.

Знания, умения и способы действий на которые опирается задача.

1.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (таблица, диаграмма, словесное описание).

2. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа.

3. Работа с картосхемой.

4. Проведение несложных расчетов.

5. Проверка знаний орфограмм.

6.Создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации;

- умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - реклама-приглашение.

Способ и формат оценивания результатов работы

   В процессе решения задачи оценивается:

 - умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

- умение взаимодействовать в группе при решении общей задачи;

- публичная презентация результатов (выступление);

- оценка результатов работы каждого ученика фиксируется в Оценочном листе.

 

Ход урока

1 этап: постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей

Через месяц мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми.

Мы живем на Урале. Многие уральцы любят отдыхать на теплом море. Но жители других российских городов и даже иностранцы часто едут отдыхать к нам на Урал.

- Как вы думаете, что привлекает их в нашей местности?

Много достопримечательностей в нашей местности. А о чем конкретно пойдет речь, вы узнаете, отгадав кроссворд. (Приложение 1)

Река Вишера одна из самых крупных и чистых рек Урала. Она берет свое начало на границе Европы и Азии. На Вишере много интересных мест – горные хребты, скалы, пещеры – и все они окутаны легендами и сказаниями древних народов.

Действительно, это удивительная по красоте река.

Наш урок мы посвятим нашей главной достопримечательности – реке Вишере.

Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения о нашей реке. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно реку Вишеру, а не другие интересные места страны и планеты.

Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника, который и представит ваш рекламный текст, приглашающий посетить реку Вишеру.

2 этап: решение проектной задачи

Обучающиеся в группах решают задачи, предложенные им. По окончании решения каждой задачи подводится промежуточный итог – коллективно проверяется выполнение задания. Фиксируются трудности, выясняются причины неудачи.

 

Задание 1. Работа с текстом

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и ответьте на вопрос (Приложение 2)

 

Задание 2 «Вишера в числах»

Используя данные таблицы со значениями длин левых притоков Вишеры выполните задания.

Мойва

Ниолс

Улс

Язьва

Вёлс

51 км

26 км

89 км

162 км

92 км

 

1. Отметьте верные утверждения:

а) Река Вёлс короче Мойвы

б) Язьва длиннее Улса на 43 км

в) Ниолс короче Улса в 2 раза

г) Язьва – самый длинный приток Вишеры

 

2. Из чисел таблицы составь выражение, значение которого равно:

а) 7 десяткам

_____________________________________________________

б) однозначному числу

_____________________________________________________

 

3. Узнайте длину реки Вишеры.

Сумма длин всех притоков на 5 км больше длины Вишеры.

_____________________________________________________

 

4. Пользуясь диаграммой, рассмотрите и сравните длины нескольких крупнейших рек Пермского края. Сделайте вывод о длине реки Вишеры.

 

Вывод: Река Вишера по длине занимает ______место среди рек Пермского края.

 

Задание 3 «Каменные богатыри Вишеры»

Внимательно прочитайте текст (Приложение 3) и нанесите названия камней на карту (Приложение 4).

Задание 4 «Обитатели реки Вишеры»

Любители рыбалки на Вишере останутся довольны. Рыбы здесь достаточно много.

Используя Приложение 5, познакомьтесь с обитателями реки Вишеры и выполните задания.

1. Выпишите названия рыб, в названии которых букв больше, чем звуков

_____________________________________________________

2. Выпишите название рыбы, в названии которой звуков больше, чем букв.

_____________________________________________________

3. Выпишите название рыбы, в названии которой все согласные звуки звонкие.

_____________________________________________________

4. Выпишите название рыбы, в названии которой все согласные звуки глухие.

_____________________________________________________

5. Выпишите название рыбы, в названии которой все согласные звуки мягкие.

_____________________________________________________

6. Выпишите название рыбы, в названии которой 3 звонких твёрдых согласных звука и 1 звонкий мягкий согласный звук.

_____________________________________________________

7. Выпишите название рыбы, в названии которой 3 гласных звука.

_____________________________________________________

Задание 5 «Реклама»

Пользуясь данными о реке Вишере, полученными вами из всех выполненных заданий, составьте небольшой рекламный текст, приглашающий туристов из разных городов России посетить реку Вишеру

 

3 этап: презентация работы

Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши приглашения всем присутствующим.

(Один участник команды зачитывает составленный текст)

- Есть ли у кого-то вопросы к выступающему?

 

4 этап: самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи

Поработайте еще одну минутку и оцените работу каждого участника вашей группы, в зависимости от того, как он помогал в работе вашей группы. Оценки запишите на листочке.

 

Оценочный лист № 1.

Ф. И. участника

_____________________________________________________

 

Поставь отметки в оценочных шкалах

 

Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

         1 2 3 4 5

 

Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.

         1 2 3 4 5

 

Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

          1 2 3 4 5

 

Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

         1 2 3 4 5

 

Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе?

          ДА     НЕТ

Почему?

_____________________________________________________

 

 

Оценочный лист № 2.

Группа №____

Работая над проектной задачей «Приезжайте к нам на Вишеру!»

Нам было интересно

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Нам было трудно

_____________________________________________________

_____________________________________________________

В работе нам помогло

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Выполнив все задания, мы

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Работу группы мы оценили на   1 2 3 4 5

Почему?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 

5 этап: подведение итогов

Пора заканчивать наш урок. Ребята, вам было интересно?

- Что понравилось больше всего?

- А что не понравилось?

- Я думаю, что составляя приглашение для других посетить реку Вишеру, вы и сами захотели побывать там. Дома можете постараться убедить своих родителей с помощью ваших рекламных текстов посетить красавицу Вишеру и увидеть эту красоту воочию.

- Спасибо всем за работу!